Направление подготовки «Управление персоналом»
Магистерская программа факультета государственного управления «Стратегическое управление человеческим ресурсами» является ответом на возросший интерес к управлению персоналом как ключевому фактору успеха любой организации. Спрос на специалистов, умеющих производить поиск и отбор персонала, управлять его эффективностью сегодня очень высок. Мотивация хозяйственной деятельности и оплата труда, планирование и развитие персонала стали обязательными управленческими функциями руководства в любой сфере.
С помощью самых передовых образовательных и развивающих технологий коллектив высоко квалифицированных ученых-педагогов и практиков-управленцев готовит магистрантов не только к тому, чтобы быть лидером, «начальником», но и учит аналитической и исследовательской работе, решению реальных задач в области маркетинга и оценки персонала, консалтинга, рекрутинга, мотивации, организации и компенсации труда, разрешения конфликтов и т. д.
Основательная, комплексная подготовка позволяет выпускникам работать в качестве линейных и функциональных руководителей, менеджеров по персоналу, высококвалифицированных специалистов-экспертов служб персонала и занятости, преподавателей комплекса управленческих дисциплин в университетах, школах управления и бизнеса и т. д.
Выпускники магистерской программы ФГУ, обладающие профессиональными навыками по управлению человеческими ресурсами, уже работают на ключевых постах в коммерческих и государственных организациях в России и за рубежом.
Руководитель магистерской программы «Стратегическое управление человеческими ресурсами» — доктор философских наук, профессор В.П. Пугачев
Обучение ведется на русском языке. Срок освоения программы – 2 года.
Программа реализуется согласно образовательному стандарту, самостоятельно устанавливаемому Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова для образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.04.03«Управление персоналом»
Уровни высшего профессионального образования:
- бакалавриат с присвоением квалификации (степени) «бакалавр»
- магистратура с присвоением квалификации (степени) «магистр»
Магистерская программа «Управление персоналом» реализуется в рамках общего профиля.
Учебный план магистерской программы «Стратегическое управление человеческими ресурсами» интегрирован с учебным планом подготовки бакалавров факультета государственного управления по направлению «Управление персоналом».
Выпускники программы готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
- Организационно-управленческая и экономическая
разработка стратегии управления персоналом организации и осуществление мероприятий направленных на ее реализацию; формирование системы управления персоналом разработка кадровой политики и инструментов ее реализации; кадровое планирование и маркетинг персонала; управление службой персонала (подразделениями, группами сотрудников, реализующими специализированные функции управления персоналом); экономический анализ показателей по труду, бюджетирование затрат на персонал; оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом.
- Аналитическая и консультационная
поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческим решений в системе управления персоналом; анализ эффективности существующей системы управления персоналом, разработка и обоснование предложений по ее совершенствованию; анализ и моделирование процессов управления персоналом; анализ кадрового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника; использование в практической деятельности организаций информации, полученной по итогам маркетинга рынка труда и бенчмаркетинга персонала; финансовое планирование и прогнозирование затрат по элементам кадровой политики организации; проведение аудита и контроллинга персонала организации и системы управления персоналом.
- Научно-исследовательская и педагогическая
выявление и формулирование актуальных научных проблем управления персоналом; разработка программ научных исследований и разработок в сфере управления персоналом, организации их выполнения; разработка методов и инструментов проведения исследований в системе управления персоналом и анализ их результатов; поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по темам проводимых исследований; подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций по актуальным проблемам управления персоналом; разработка образовательных программ для обеспечения обучения персонала; разработка учебно-методических материалов для обеспечения обучения персонала в соответствии со стратегией развития организации; разработка и использование современных образовательных технологий в процессе обучения персонала; организация и участие в образовательном процессе образовательных учреждений Российской Федерации; организация и контроль наставничества; организация, участие в обучении и контроль за внутрикорпоративным профессиональным развитием персонала; педагогическая деятельность в корпоративных университетах, бизнес-школах.
- Проектная
разработка и применение современных методов управления персоналом; разработка и экономическое обоснование проектов совершенствования системы и технологий управления персоналом (в том числе в кризисных ситуациях); внедрение и оценка социально-экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологий управления персоналом.
- Социально-психологическая
разработка и эффективное использование современных социальных технологий в работе с персоналом; разработка и организация внедрения планов социального развития организации; организация управления конфликтами и стрессами, личное участие в посреднической социально-профилактической и консультационной деятельности по управлению конфликтами и стрессами; организация предупреждения личной профессиональной деформации и профессионального выгорания.
Дисциплины магистерской программы «Стратегическое управление человеческими ресурсами»
Наименование дисциплины
|
Формируемые компетенции
|
Дисциплины базовой части направления «Управление персоналом» |
- готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
- владение комплексным видением современных проблем управления персоналом в организации и пониманием взаимосвязи управления организацией в целом и её персоналом (ОПК-3);
- способность всесторонне рассматривать и оценивать задачи повышения эффективности использования и развития персонала (ОПК-4);
- способность создавать команды профессионалов и эффективно работать в командах, отстаивать свою позицию, убеждать, находить компромиссные и альтернативные решения (ОПК-5);
- способностью использовать принципы корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации, в том числе ее кадровой стратегии (ОПК-6);
- владение современными технологиями управления персоналом и эффективной (успешной) реализацией их в своей профессиональной деятельности (ОПК-7);
- владение методикой определения социально-экономической эффективности системы и технологии управления персоналом и умение использовать результаты расчета для подготовки решений в области оптимизации функционирования системы управления персоналом, или отдельных ее подсистем (ОПК-8);
- способность оценивать воздействие макроэкономической среды, органов государственного и муниципального управления на формирование и развитие трудовых ресурсов региона и отдельной организации (ОПК-9);
- владение методами и программными средствами обработки деловой информации, анализа деятельности и управления персоналом, способность взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ОПК-10);
- умение выявлять и формулировать актуальные научные проблемы управления персоналом (ОПК-11);
- умение разрабатывать и применять методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом и проводить анализ их результатов (ОПК-12).
- умение разрабатывать философию и концепцию управления персоналом, кадровую и социальную политику, стратегию управления персоналом организации в соответствии со стратегическими планами организации и владением навыками их внедрения и реализации (ПК-1);
- умение оценивать кадровый потенциал, интеллектуальный капитал персонала и организации в целом, определять направления и формулировать задачи по развитию системы и технологии управления персоналом в организации (ПК-2);
- умение разрабатывать и внедрять политику привлечения, подбора и отбора конкурентоспособного персонала (ПК-3);
- умение разрабатывать и внедрять политику адаптации персонала организации (ПК-4);
- умение разрабатывать и внедрять политику обучения и развития персонала организации (ПК-5);
- умение определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации (ПК-6);
- умение разрабатывать и внедрять политику мотивации и стимулирования персонала с учетом факторов внешней и внутренней среды организации, ее стратегических целей и задач (ПК-7);
- способность обеспечивать профилактику конфликтов в кросскультурной среде, поддерживать комфортный морально-психологический климат в организации и эффективную организационную культуру (ПК-8);
- способность разрабатывать программы первоочередных мер по созданию комфортных условий труда в организации, оптимальные режимы труда и отдыха, обеспечения безопасности для различных категорий персонала организации (ПК-9);
- умение разрабатывать и внедрять корпоративные стандарты в области управления персоналом (ПК-10);
- умение выбирать направление деятельности системы управления персоналом, исходя из задач организации, систематизировать информацию для достижения поставленной цели (ПК-11);
- владение принципами, форм и методов диагностики организационного развития, технологии проведения диагностики и мониторинга состояния развития организации, ее кадрового потенциала и умением использовать их в своей профессиональной деятельности (ПК-12);
- знание методов и владением навыками оценки эффективности, действующей в организации системы найма и адаптации персонала (ПК-13);
- знание и умение применять на практике методы оценки эффективности системы обучения и развития персонала и ее вклада в достижение целей организации (ПК-14);
- знание методов оценки эффективности системы мотивации и стимулирования, методов анализа конкурентоспособности и оценки эффективности политики оплаты труда в организации и умение применять на практике (ПК-15);
- владение навыками анализа морально-психологического климата и состояния организационной культуры (ПК-16);
- владение методами оценки и прогнозирования рисков в управлении персоналом, анализа травматизма и профессиональных заболеваний (ПК-17);
- умение формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение (ПК-18);
- владение навыками оценки состояния и оптимизации кадрового делопроизводства и кадрового учета (ПК-19);
- умение определять и формулировать задачи и принципы построения системы внутренних коммуникаций, консультировать работодателя и персонал организации о правах и обязанностях, возникающих в результате заключения трудового договора (ПК-20);
- умение выявлять и интерпретировать наиболее острые социально-трудовые проблемы организации, находить пути их решения, разрабатывать и экономически обосновать систему мер по их практической реализации (ПК-21);
- умение разрабатывать программы научных исследований в сфере управления персоналом и организовывать их выполнение, применять количественные и качественные методы анализа, в том числе функционально-стоимостного, при принятии решений в области управления персоналом и строить соответствующие организационно-экономические модели (ПК-22);
- умение проводить бенчмаркинг и другие процедуры для оценки вклада службы управления персоналом в достижение целей организации (ПК-23);
- владение навыками поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования, подготовки обзоров, научных отчетов и научных публикаций по актуальным проблемам управления персоналом (ПК-24);
- умение проводить совещания: выбирать тему, формировать регламент, анализировать проблемное поле, информировать других, принимать совместные решения (ПК-25);
- умение разрабатывать образовательные программы, учебно-методические комплексы и другие необходимые материалы для проведения обучения персонала в соответствии со стратегией развития организации (ПК-26);
- владени современными образовательными технологиями, навыками организации, управления и оценки эффективности образовательных процессов и умение использовать их в процессе обучения (ПК-27);
- владение навыками наставничества, способностью вдохновлять других на развитие персонала и организации (ПК-28);
- владение навыками преподавания специализированных дисциплин, формирующих профессиональные компетенции профессионалов по управлению персоналом (ПК-29);
- владение навыками разработки и организации применения современных методов и технологий управления персоналом, способностью и умением формировать систему индивидуальных инструментов управления персоналом, разработанную на основе новейших методов и методик в данной области, и эффективно реализовывать ее в управленческой практике (ПК-30);
- способность разрабатывать, экономически обосновывать и внедрять в практику деятельности организации проекты совершенствования системы и технологии работы с персоналом на основе функционально-стоимостного анализа с ориентацией их на достижение социально-экономической эффективности (ПК-31);
- владение знаниями и умениями проектирования эффективной кадровой политики, поддерживающей позитивной имидж организации как работодателя (ПК-32);
- владение инструментами формирования и оценки вклада системы управления персоналом в развитие организации и донесением результатов этой оценки до всех заинтересованных сторон и лиц (ПК-33);
- владение навыками разработки и эффективного использования современных социальных технологий в работе с персоналом, а также внедрения планов социального развития организации (ПК-34);
- владение навыками организации управления конфликтами и стрессами, способностью лично эффективно участвовать в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности по управлению конфликтами и стрессами (ПК-35);
- владение знаниями и умениями анализировать, разрабатывать, внедрять и оценивать программы и услуги по поддержанию физического и душевного здоровья сотрудников и их защите от небезопасных условий и действий со стороны других лиц и сторон (ПК-36).
|
Реинжиринг бизнес-процессов |
Учебно-методическое обеспечение обучения и развития персонала |
Управление вознаграждениями |
Управление эффективностью труда |
Информаицонно-аналитические технологии в управлении |
Дисциплины вариативной части направления «Управление персоналом» |
Показатели и критерии качества жизни населения |
Стратегический маркетинг |
Методы социологических исследований в управлении персоналом |
Теория и механизмы современного государственного управления |
Курс на иностранном языке |
Иностранный язык для делового общения |
Обязательные дисциплины магистерской программы «Стратегическое управление человеческими ресурсами» |
- знать основы стратегического управления персоналом и уметь применять полученные знания на практике (М-СПК-1);
- знать основы маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и уметь применять полученные знания на практике (М-СПК-2);
- знать основы разработки и реализации стратегии обучения и развития персонала и уметь применять полученные знания на практике (М-СПК-3);
- знать основы разработки и реализации стратегии профилактики травматизма и профессиональных заболеваний в организации, уметь применять полученные знания на практике (М-СПК-4);
- уметь разрабатывать программы первоочередных мер по созданию комфортных условий труда в организации, обеспечению оптимального режима труда и отдыха, созданию безопасных условий труда для различных категорий персонала организации (М-СПК-5);
- знать основы разработки и реализации тренинговых программ для персонала организации и уметь применять полученные знания на практике с учетом ее стратегических целей и задач (М-СПК-6);
- уметь диагностировать и развивать стратегически значимые компетенции персонала организации (М-СПК-7);
- знать основы планирования расходов на персонал и уметь разрабатывать соответствующие планы (М-СПК-8);
- знать принципы и технологии оценки персонала организации, повышения качества труда сотрудников и уметь применять полученные знания на практике (М-СПК-9);
- знать основные факторы и механизм мотивации персонала и уметь применять полученные знания на практике (М-СПК -10);
- знать основы формирования, накопления и развития знаний и иных форм нематериального капитала организации и уметь применять полученные знания на практике (М-СПК-11).
- знать методологию планирования, проведения и обработки результатов научно-прикладных исследований в управлении персоналом и уметь применять полученные знания на практике (М-СПК-12).
|
Управление социальным капиталом |
Стратегическое управление человеческими ресурсами |
Современные методы мотивации персонала |
Математическое моделирование в управлении персоналом |
Управление безопасностью труда и охраной здоровья сотрудников |
Лидерство |
Маркетинг персонала организации |
Аттестация и оценка персонала |
Примерный перечень дисциплин по выбору магистерской программы «Стратегическое управление человеческими ресурсами» |
Индустриальные отношения |
Кадровый консалтинг |
Корпоративная социальная ответственность |
Корпоративное управление в российских компаниях с государственным участием: основные институты и принципы функционирования |
Маркетинговые коммуникации |
Наставничество, коучинг и управление деловой карьерой |
Управление талантами в организации |
Управление качеством |
Управление знаниями |
Управление государственными программами |
Тренинги как инструмент развития персонала |
Теория и практика взаимодействия бизнеса и государства |
Тайм-менеджмент |
Современная российская политика |
Связи с общественностью и GR |
Психология организаций |
Протоколы заседания Ученого Совета МГУ об утверждении программы
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочие программы дисциплин (модулей)
Расписания промежуточных аттестаций
Расписание государственной итоговой аттестации
Сведения о научно-педагогических работниках
Численность обучающихся по образовательной программе
Результаты переводов, восстановления и отчисления по образовательной программе
Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся