Направление «Государственное и муниципальное управление»
В государственном и муниципальном управлении деятельность контрольно-надзорного характера постепенно занимает ведущие позиции. В современной России большинство гражданских служащих относится к органам, выполняющим функции по контролю и надзору, что требует повышенного внимания к подготовке управленческих кадров данного профиля. Программа построена на сочетании управленческих знаний, умений и навыков с юридическими знаниями о механизмах и процедурах, используемых при осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора.
Учебный план ориентирован на подготовку высококвалифицированных специалистов для занятия должностей в:
— федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору (прежде всего в федеральных службах) и аналогичных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в контрольных подразделениях исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления;
— в государственных органах (прежде всего в администрациях губернаторов и глав республик, аппаратах правительств субъектов Российской Федерации), осуществляющих контроль за исполнением решений органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
— в аппарате Счетной Палаты Российской Федерации, в контрольно-счетных органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В основу программы положен накопленный на факультете государственного управления МГУ опыт преподавания профильных дисциплин ведущими российскими специалистами в данной области.
Руководитель магистерской программы – доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой правовых основ управления И.В. Лексин
Обучение ведется на русском языке. Срок освоения программы – 2 года.
Программа реализуется согласно направленности (профилю) основной профессиональной образовательной программы высшего образования, реализуемой по схеме двухлетней подготовки магистров в соответствии с самостоятельно устанавливаемым стандартом МГУ имени М.В.Ломоносова по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».
Квалификация (степень) «магистр»
Выпускники программы готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
- Организационно-управленческой
осуществление стратегического управления в интересах общества и государства, включая постановку общественно значимых целей, формирование условий их достижения, организацию работы для получения максимально возможных результатов; анализ состояния экономики отраслей бюджетного сектора, отдельных организаций, определение экономических последствий подготавливаемых или принятых решений; проведение кадровой политики и кадрового аудита, формирование коллектива и организацию коллективной работы, умение максимально использовать кадровый потенциал, мотивируя и развивая кадры с целью обеспечения наибольшей результативности их труда; улучшение деятельности сотрудников организации на основе личного примера, умения обучаться и совершенствовать работу с учетом опыта и новых идей, проявления лидерских качеств, умения принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь, оценивать последствия исполнения решений; организация взаимодействия с внешней средой (другими государственными и муниципальными органами, организациями, гражданами. - Административно-технологической
применение законодательства, нормативно-правовых процедур в административной деятельности, в том числе подготовка проектов нормативных правовых актов, их технико-экономическое обоснование; оптимизация деловых процессов, ведение документооборота и деловой переписки с гражданами и внешними организациями, в том числе на иностранном языке. - Консультационной и информационно-аналитической
консультирование государственных, некоммерческих и хозяйственных организаций; формирование баз данных, оценка их полноты и качества, применение этих данных для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций; разработка административных регламентов, проектов должностных регламентов государственных и муниципальных служащих, должностных обязанностей сотрудников организаций. - Проектной
составление прогнозов развития организаций, учреждений и отдельных отраслей и предприятий, регионов (с учетом имеющихся социальных, экологических проблем, соблюдения требований безопасности); разработка программ социально-экономического развития федерального, регионального и местного уровня; обоснование и анализ исполнения социальных и экономических программ с использованием методов проектного анализа; разработка технико-экономического обоснования и определение вероятной эффективности инвестиционных проектов, в том числе и в социальной сфере. - Научно-исследовательской и педагогической деятельности
участие в научно-исследовательских работах по проблемам государственного и муниципального управления, подготовка обзоров и аналитических исследований по отдельным темам направления подготовки; подготовка и апробация отдельных образовательных программ и курсов, представление результатов исследований для других специалистов.
Дисциплины магистерской программы «Контроль и надзор в государственном и муниципальном управлении»
Наименование дисциплины | Формируемые компетенции |
Дисциплины базовой части направления «Государственное и муниципальное управление» | · способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности (ОПК-1);
· готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач в области профессиональной деятельности (ОПК-2); · готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3) · владение технологиями управления персоналом, обладание умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач (ПК-1); · владение организационными способностями, умение находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях (ПК-2); · способность планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями (ПК-3); · владение способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления (ПК-4); · владение современным методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а так же методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-5); · способность понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции (ПК-6); · способность разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля (ПК-7); · владение принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности (ПК-8); · владение навыками использования инструментов экономической политики (ПК-9); · способность вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу (ПК-10); · способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников (ПК-11); · способность использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач (ПК-12); · способность критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза (ПК-13); · способность систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-14); · способность выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации (ПК-15); · способность к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-16); · способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-17); · владение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-18); · владение методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-19); · владение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-20). |
История, философия и методология управления | |
Экономика общественного сектора | |
Современная теория и технологии государственного управления | |
Правовые аспекты государственного и муниципального управления | |
Актуальные вопросы практики государственного и муниципального управления | |
Информационно-аналитическое обеспечение государственного и муниципального управления | |
Кадровая политика и кадровый аудит | |
Иностранный язык для делового общения | |
Дисциплины вариативной части направления «Государственное и муниципальное управление» | |
Макроэкономическая политика | |
Инновационная экономика | |
Управление государственными программами | |
Стратегическое планирование | |
Курс на иностранном языке | |
Обязательные дисциплины магистерской программы «Контроль и надзор в государственном и муниципальном управлении»
|
· обладать системными представлениями о теории и практике правового регулирования, уметь применять их в практике государственного и муниципального управления (М-ПК-1);
· разбираться в системе правовых форм и методов управления, знать их специфику, возможности и ограничения, уметь выявлять наиболее значимые факторы, влияющие на выбор правового метода управления (М-ПК-2); · обладать знаниями об отечественном и зарубежном опыте правового регулирования в сфере контроля и надзора, знать специфику и инструменты контрольно-надзорной деятельности, уметь применять их в практике государственного и муниципального управления (М-ПК-3); · владеть навыками применения и толкования норм законодательства, регулирующих служебные отношения, кодексов этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих (М-ПК-4); · разбираться в механизмах контроля и надзора за использованием информации, в системе информационных технологий, используемых при осуществлении контроля и надзора в государственном и муниципальном управлении (М‑ПК-5); · уметь анализировать содержание нормативных и индивидуальных правовых актов, проводить правовую экспертизу регулятивных документов, составлять аргументированные заключения и формулировать рекомендации по корректировке управленческих решений (М-ПК-6); · понимать специфику антикоррупционной деятельности, уметь выявлять коррупциогенные факторы, владеть методикой проведения антикоррупционной экспертизы (М-ПК-7); · владеть навыками работы с современными электронными справочными правовыми системами (М-ПК-8). |
Контрольно-надзорные органы в системе разделения властей | |
Правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности | |
Лицензионное, регистрационное и аккредитационное производства | |
Производство по делам об административных правонарушениях | |
Судебная система и судебный процесс | |
Служебная этика | |
Служебное право | |
Информационное право | |
Правовая политика в сфере противодействия коррупции | |
Примерный перечень дисциплин по выбору магистерской программы «Контроль и надзор в государственном и муниципальном управлении» | |
Организация административного контроля в Российской Федерации
Финансово-правовые основы контроля и надзора Правовое регулирование интеллектуальной собственности Гражданско-процессуальные и арбитражно-процессуальные основы контроля и надзора Административное судопроизводство Конституционное судопроизводство Оценка эффективности деятельности государственных и муниципальных органов Прокурорский надзор за законностью в государственном и муниципальном управлении Муниципально-правовые формы и методы контроля и надзора Юридическая техника и экспертиза проектов нормативных актов Оценка регулирующего воздействия и правовой мониторинг Организационно-правовой механизм предоставления государственных и муниципальных услуг Контрактная система закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Работа органов публичной власти с обращениями граждан Реформы контрольно-надзорной системы в истории России Правотворческая, правоприменительная и правоинтерпретационная деятельность Внутренний аудит в государственном секторе Управленческий консалтинг Теория современной организации Управление государственной и муниципальной собственностью |