Российская академия наук сочетает в себе традиции, выработанные за предшествующие 300 лет, и стремление к самосовершенствованию и развитию. О традициях, которые сформировали Академию наук в современном виде и которые закладываются прямо сейчас, говорили участники сессии «Навстречу 300-летию РАН: будущее, а не прошлое» в рамках III Конгресса молодых ученых. Ее модератором выступил президент РАН Геннадий Красников. Программа мероприятий по празднованию юбилея Академии наук входит в план «Десятилетия науки и технологий», объявленного президентом России В.В. Путиным.
Как отметил президент РАН, первая особенность Академии – выборность: «Только первые 12 академиков Императорской академии наук были назначены Петром I, все остальные всегда выбирались». Преемственность в Академии наук никогда не прекращалась. Академики императорской Академии наук выбирали академиков АН СССР, а в 90-е годы ХХ века советские академики выбирали академиков новой России. Вторая особенность академии – это преемственность: «Например, про события 20-х годов ХХ века мне рассказывал академик Алферов, которому об этом рассказывал академик Иоффе». Третья особенность – открытость. Каждый академик может открыто выражать свое мнение, обсуждая те или иные результаты. Среди других особенностей Геннадий Красников отметил государственность как набор задач, решаемых учеными в интересах государства, и научные школы: «Без традиций, без уважения к своим учителям и к своим ученикам невозможно движение вперёд».
Геннадий Красников поднял тему важности научных школ — сообществ ученых, которые придерживаются схожих взглядов. В таких школах создаются определенные традиции и этика общения, культивируется уважение к ученикам и к учителям, без которого невозможно движение вперед. Именно с этим и был связан первый вопрос участникам дискуссии: каково их мнение о важности научных школ? К какой научной школе относятся они сами?
Первым на вопрос ответил Александр Воронов, руководитель Центра инновационного проектирования факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова и председатель Совета молодых ученых университета. Себя он относит как к экономической, так и к юридической научной школе МГУ. Последняя появилась вместе с университетом, почти 270 лет назад. Сегодня она состоит из людей, которые принимают важные государственные решения, при этом сохраняя связь с МГУ. Члены этой научной школы нередко выступают в роли научных меценатов и всячески продолжают сотрудничество со своей alma mater. Александр Воронов также заметил, что МГУ существует в условиях классического университета, где важна преемственность. Он сказал, что уже сейчас при работе с молодыми учеными он и другие сотрудники ощущают связь между поколениями: «Мы являемся не только учениками, но и учителями».
По-своему преемственность и связь между подразделениями в МГУ обеспечивают созданием междисциплинарных научных школ. Они посвящены исследованиям, которые приоритетны для университета и государства. В этих научных школах занимаются прикладными и фундаментальными исследованиями космоса, сохранением мирового культурного наследия, изучением мозга и когнитивных наук, разработкой систем искусственного интеллекта, математическим анализом, развитием молекулярных технологий и цифровой медицины. Недавно указом ректора была создана уже восьмая междисциплинарная научная школа — инженерная. Что важно, работа этих школ посвящена не только науке, но и образованию.
Следующий вопрос, заданный Геннадием Красниковым, был про становление ученого. Вдохновляют ли встречи с великими учеными на развитие и новые результаты или наоборот — давят и угнетают из-за необходимости много работать, чтобы превзойти учителя?
Вспоминая о замечательных ученых, с которыми он сталкивался на своем академическом пути, Александр Воронов привел в пример Лидию Леонтьеву, профессора кафедры регионального и муниципального управления факультета госуправления МГУ; зав. кафедрой экономики инновационного развития ФГУ, профессора Марианну Кудину и профессора Наталию Иващенко – в становлении себя как ученого и специалиста.
«Пройдя вместе дорогу от диплома специалиста до докторской диссертации, мои учителя заложили все принципы, на которых работаю сейчас. Мой научный руководитель, Л. С. Леонтьева, сформировала свою научную школу: под ее руководством защитились 45 кандидатов, 5 докторов наук. Очень важно найти в жизни правильного научного руководителя и непосредственного руководителя, который всегда будет давать зеленый свет и поддерживать в трудные моменты жизни», — подчеркнул Воронов, называя своих руководителей «научными родителями».
Говоря о важных принципах академической науки, Геннадий Красников вспомнил и другие — демократичность и уважение. Однако сейчас жизнь постоянно меняется, и адаптироваться к ней должна и наука. В связи с этим возник вопрос: какие новые традиции должна развивать Академия наук?
Александр Воронов посчитал, что нужно и дальше активно поддерживать научную молодежь, так как за ней стоит будущее страны. Он отметил, что молодые ученые — это пример для всей России. В преддверии 300-летия РАН он также пожелал Академии смелости в поддержании традиций и развитии новых направлений: «Пусть РАН остается нашим ориентиром по жизни, и в стране, и в мире». Воронов также высказал надежду на развитие международных контактов, так как «наука не имеет границ». Геннадий Красников в ответ заметил, что Академия наук продолжает сотрудничать с коллегами из 55 стран, в том числе из бывших советских республик. Он отметил, что роль Академии наук в том числе заключается в «сшивании» контактов между разными регионами.
Отвечая на вопрос президент РАН, какие новые традиции должна развивать Российская академия наук, выпускник физического факультета МГУ и председатель Совета молодых ученых РАН Андрей Котельников рассказал об изменяющейся ситуации с академическими свободами: «Отношения с администрацией, с руководством становятся более легкими, принципы академической мобильности доказывают свою эффективность, институты, в которых легче, проще и комфортнее заниматься наукой, быстро привлекают самых талантливых ученых».
По итогам сессии президент РАН поручил своим вице-президентам проработать обозначенные вопросы в рабочем порядке.
III Конгресс молодых ученых проходит 28-30 ноября 2023 года на федеральной территории «Сириус». Участников мероприятия ожидала насыщенная деловая программа, которая насчитывала более 100 различных мероприятий – сессий, лекций, мастер-классов, круглых столов, посвященных науке и технологиям в России. Дополняет мероприятия Конгресса выставка современных российских технологий.
Конгресс молодых ученых – ключевое мероприятие Десятилетия науки и технологий в России, объявленного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2022 году. Конгресс объединяет представителей ведущих научных школ из разных регионов России, научных и образовательных организаций, органов власти, индустриальных партнеров, ярких лидеров отечественной науки, а главное – молодых ученых, победителей конкурсов грантов, студентов и школьников из России и других стран.
Организаторами Конгресса молодых ученых выступают Фонд Росконгресс, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Оператор Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».
По материалам: МГУ, РАН, Портал «Наука РФ», Информационно-сервисный портал, посвященный науке «Индикатор», Информационный портал газеты «Поиск».
Совет молодых ученых, 1 декабря 2023