В круглом столе очно и дистанционно приняло участие более 70 представителей федеральных органов исполнительной власти, Правительства Москвы, бизнеса, образовательных и научных организаций, общественных объединений Беларуси, Казахстана, Узбекистана и Российской Федерации.
На заседании были рассмотрены вопросы правового регулирования применения искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности; этических и правовых проблем унификации правил разработки и применения искусственного интеллекта для целей контрольно-надзорной деятельности; реализации риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности при применении искусственного интеллекта; стандартизации применения искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности; ограничении искусственного интеллекта в самостоятельном принятии решений по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий; роли искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности; зарубежной практики применения искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности.
Павел Кондрашов, к.т.н., в.н.с., руководитель Центра цифровой трансформации государственного управления факультета, открывая мероприятие обозначил важность обсуждаемых вопросов в развитии контрольно-надзорной деятельности, отметил, что цифровая трансформация контрольно-надзорной деятельности позволяет обеспечить качественно новый уровень открытости в деятельности контрольно-надзорных органов власти. Снижение потерь в экономике и управлении за счет уменьшения бюрократических процедур дает возможность практически в режиме реального времени не только выявлять нарушения, но и содействовать профилактике их предупреждения.
Светлана Попова, к.ю.н., доцент кафедры правовых основ управления факультета государственного управления, в рамках доклада «Искусственный интеллект в контрольно-надзорной деятельности: возможности и проблемы применения» обозначила проблемы правового регулирования применения искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности, а также направления применения риск-ориентированного подхода в использовании искусственного интеллекта при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Юлия Харитонова, д.ю.н., руководитель НОЦ «Центр правовых исследований искусственного интеллекта и цифровой экономики» Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, рассказала о правовом регулировании применения технологии искусственного интеллекта для обработки биометрических данных, обозначила проблемы передачи и использования таких данных в контрольно-надзорной деятельности.
Мария Филатова, к.ю.н., руководитель Аналитического центра уголовного права и криминологии, осветила риски уголовной ответственности при использовании искусственного интеллекта, отметила, что Аналитическим центром построена соответствующая карта рисков уголовной ответственности. Указала на особую опасность систем генеративного искусственного интеллекта, поскольку именно они могут выдать непредсказуемый результат, который приведет к привлечению к уголовной ответственности лиц, не совершавших противоправных действий.
Наурыз Бердимуратов, ассистент кафедры прав человека, государственного права и управления Юридического факультета Каракалпакского государственного университета имени Бердаха (Республика Узбекистан), рассказал о практике применения в Узбекистане искусственного интеллекта в сфере государственного управления, в т.ч. для противодействия коррупции.
Надежда Башкирова, к.э.н., доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ имени М.В.Ломоносова, привела российскую и зарубежную практику применения искусственного интеллекта в налоговом администрировании, обозначила проблемы такого применения.
Юлия Крохина, д.ю.н., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ имени М.В.Ломоносова, подняла очень важные проблемы юридической ответственности за ошибки искусственного интеллекта.
Анастасия Сапрыкина, к.э.н., начальник отдела реализации задач развития Национальной технологической инициативы Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования России, рассказала направления реализации политики в области искусственного интеллекта в высшем образовании и науке.
Леонид Крамаровский, руководитель аппарата Экспертного совета по развитию химической промышленности при комитете Государственной Думы по промышленности и торговле, раскрыл практику применения искусственного интеллекта в обеспечении промышленной безопасности.
В развернувшейся по результатам докладов дискуссии приняли участие представители Счетной палаты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, ФСИН России, а также других органов государственной власти и научных учреждений.
Участники круглого стола, в т.ч. представители зарубежных стран, предложили совместно подготовить резолюцию по итогам проведенного заседания, в которой обозначить основные проблемы правового регулирования применения искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности и возможные пути их решения. Участники также просили продолжить обсуждение вопросов применения искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности и осенью 2024 года провести на факультете государственного управления научно-практический семинар по данной тематике.
Запись круглого стола
Программа мероприятия
Презентация Светланы Поповой
Презентация Надежды Башкировой
Презентация Анастасии Сапрыкиной