Модераторам семинара выступил заместитель декана по дистанционному обучению и цифровизации научно-образовательного процесса, заведующий кафедрой математических методов и информационных технологий в управлении, д.ф.н., проф. Юрий Петрунин.
Проф. Юрий Петрунин открыл работу подсекции докладом «Стратегия использования программных продуктов для овладения студентами необходимых цифровых компетенций в области государственного управления». Он отметил, что стремительное развитие технологий искусственного интеллекта, их активное проникновение на госслужбу требует обновления программ по информационным технологиям в управлении. В частности, уже с сентября текущего года кафедра будет читать курс «Введение в Data Science», а чуть позже — курсы «Информационная безопасность и цифровой суверенитет в государственном и муниципальном управлении» и «Цифровая экономика». Учитывая уход зарубежных технологий из России, перед нами также стоит задача перехода на отечественное программное обеспечение, с помощью которого наши выпускники смогут развивать необходимые цифровые компетенции.
Доц. Виктор Дудихин выступил с докладом «Об одном способе формирования промптов для больших лингвистических моделей». В докладе описывается метод создания промптов для больших лингвистических моделей (LLM) с помощью интеллектуального реферирования и креативного редактирования, а также приводится пример написания текста статьи предлагаемым методом. Докладчик сделал вывод о том, что большие лингвистические модели значительно повышают производительность интеллектуальной деятельности и возможное направление их развития – создание специализированных LLM. Виктор Дудихин спрогнозировал, что операционные системы и даже офисные программы в недалеком будущем вполне могут включать в себя LLM.
В.н.с., к.т.н., руководитель Центра цифровой трансформации государственного управления Павел Кондрашов представил доклад на тему «Цифровые компетенции государственных служащих: взгляд YandexGPT 2». В выступлении были показаны возможности и ограничения применения нейросети для получения информации о компетенциях, которыми должны обладать государственные служащие для успешной работы с системами (технологиями) искусственного интеллекта. Нейросетью также были представлены дополнительные требования к государственным служащим при работе с нейросетями по отношению ко всем остальным пользователям. В состоявшейся активной дискуссии участников подсекции была детально обсуждена недостоверность части представленной нейросетью информации, обусловленная отсутствием предварительного обучения нейросети на специально подготовленных материалах анализируемой предметной области.
Доц. Инесса Шевцова в докладе «Применение больших данных в государственных организациях» представила результаты совместного исследования научной проблемы трансфера технологий больших данных в государственное управление. Ведущая роль в разработке и внедрении цифровых технологий принадлежит коммерческим ИТ-гигантам. Коммерческие компании активно используют технологии больших данных для повышения собственной эффективности. Несмотря на высокий уровень информатизации общества и развития сервисов электронного правительства, внедрение технологий больших данных в российские госорганизации пока происходит редко. Исследование показало, что специфика производства и использования больших данных в госуправлении препятствует прямому трансферу технологий из коммерческого сектора. Основными барьерами являются нормативно-правового регулирование и специфика ИТ-обеспечения госуправления, требования к верификации данных и обеспечению гарантий их качества. В госуправлении трансфер технологий больших данных осуществляется опосредованно через механизмы государственного частного партнерства. Для поддержки цифровой трансформации госуправления необходимо изучение таких механизмов.
Доц. Владислав Бухарин выступил с докладом «От информационной безопасности к национальной: противоборство IT компаний США и КНР». В докладе было отмечено, что США и Китай уделяют достаточно много внимания своей информационной безопасности, обеспечению цифрового суверенитета, как основы национальной безопасности. Обеспечение информационной безопасности в США в значительной степени возлагается на частный бизнес, коммерческие компании. В Китае государство играет центральную роль в контроле и регулировании информационной безопасности, а также принимает более строгие меры для мониторинга и контроля Интернета. США активно сотрудничают с другими странами и международными организациями в области кибербезопасности. Китай также осуществляет сотрудничество, например, в рамка ООН или БРИКС, однако в менее широком формате, в связи с особенностями политики контроля над информацией.