7 марта состоялся научный семинар кафедры экономики инновационного развития по теме «Наука и образование в современном мире»

Открыла научный семинар заведующая кафедрой экономики инновационного развития д.э.н., профессор Марианна Кудина. Она поприветствовала участников научного семинара и отметила особую связь науки и образования в современном экономическом развитии. Марианна Валерьевна подчеркнула необходимость популяризации научных достижений, в свете объявленного Десятилетия науки и технологий, и реализации выдвинутых инициатив. По целому ряду инициатив, проектов, мероприятий Московский университет назначен ответственным исполнителем, наряду с иными органами публичной власти, общественными, научными и образовательными организациями. В их числе Марианна Валерьевна отметила такие инициативы, как: «Наука рядом», «Школьники в научно-технической деятельности», «Научное волонтерство», «Наука побеждать», «Проектирование будущего», «Площадки для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества», «Наука как искусство», «Инфраструктура для популяризации науки, создание контента», «Открытие центров, лабораторий, запуск исследовательской инфраструктуры» и другие.

С докладом об основных результатах диссертации на тему «Взаимосвязь науки и образования как фактор развития человеческого капитала в инновационной экономике» выступила соискатель кафедры экономики инновационного развития Анастасия Ильина. В своем докладе соискатель обосновала актуальность представленной темы исследования, отметив повышение спроса на дистанционные образовательные услуги и усиливающиеся процессы цифровизации в науке и образовании в России в настоящее время, вызванные кризисными явлениями последних лет в национальной экономике.

Анастасия Ильина в своём выступлении представила решаемые задачи исследования и результаты, обладающие научной новизной, среди них: автором рассмотрено воздействие науки и образования на формирование и развитие человеческого капитала по принципу межсекторного трансформационного цикла, определена авторская классификация основных факторов взаимосвязи науки и образования, разработаны практические рекомендации по взаимодействию экономических агентов в сфере научно-образовательного комплекса, автором разработана собственная цифровая образовательная платформа.

В обсуждении, развернувшемся после выступления Анастасии Ильиной, принял участие профессор кафедры экономики инновационного развития, д.э.н. Станислав Макаров, акцентировавший внимание на рассмотрении автором доклада взаимосвязи науки и образования в качестве фактора, обеспечивающего развитие главного элемента производительных сил общества. Данная взаимосвязь является условием формирования и функционирования инновационной экономики, что особенно актуально в наше время существенных перемен в отражении хозяйственной деятельности как в мире в целом, так и на уровне отдельных стран. Станислав Макаров отметил, что данная проблема актуальна и для России, попавшей в тиски разного рода санкций.

По мнению профессора кафедры экономики инновационного развития, д.э.н. Музы Сажиной, актуальность темы научной работы Ильиной Анастасии бесспорна. В современных условиях усиления роли человеческого капитала для реализации инновационного экономического развития научная и образовательная сферы приобрели новый вектор развития.

С экспертным мнением выступила и профессор кафедры экономики инновационного развития, д.э.н. Любовь Орлова. По мнению Любови Орловой, с научной и научно-практической точек зрения вызывают интерес представленные автором следующие положения: концептуальная модель взаимодействия науки и образования в инновационной экономике, система риск-менеджмента как элемента стратегии развития научно-образовательной сферы, авторская цифровая платформа для сотрудничества государства, науки, образования и бизнеса, форма информационно-аналитической справки (доклада) о состоянии регионального инновационного развития.

По мнению доцента кафедры экономики инновационного развития, д.э.н. Александра Воронова, в настоящее время поддержка человеческого капитала является одной из основных, заявленных не только на государственном уровне, но и на мировой арене. В этом смысле наука и образование выступают проводником к достижению главных целей мирового масштаба, посвященным экспорту кадров и технологий, выявлению талантов, увеличению производительности труда, развитию научной и образовательной инфраструктуры.

Продолжила дискуссию доцент кафедры экономики инновационного развития, к.э.н. Анна Каширова, обратившая внимание на высокую практическую значимость исследования. По мнению Анны Кашировой, высокий интерес вызывает разработанная автором цифровая интегрированная платформа, выступающая агрегатором знаний, проектов и компетенций для интенсификации сотрудничества в сфере науки и образования, повышения роли научно-образовательных, государственных, коммерческих и предпринимательских структур в выстраивании траектории развития человеческого капитала. Ряд научных и бизнес-структур проявил готовность использовать данную платформу в своей деятельности.

По мнению доцента кафедры экономики инновационного развития, к.э.н. Артема Гаврилюка, в диссертационной работе соискателю удалось содержательно изложить теоретические основы формирования и развития науки и образования, показать специфику институционализации науки и образования в инновационной экономике. Преимуществом работы является предложенный автором инструмент кооперации субъектов науки и образования и направления актуализации человеческих компетенций в условиях трансформации экономики. В целом диссертация имеет теоретическую и практическую значимость, носит самостоятельный характер, представляет собой научное исследование, которое отличает объективность и системность подхода к рассматриваемой теме.

С рекомендациями по совершенствованию исследования выступили преподаватели кафедры. Профессор кафедры экономики инновационного развития, д.ф.н. Анатолий Зуб посоветовал автору обратить внимание на историю вопроса понятия человеческий капитал и более конкретно уточнить его понятие. Доцент кафедры экономики инновационного развития, к.э.н. Ольга Терентьева рекомендовала уточнить понятие цифровая платформа и более точно объяснить, что подразумевается под хеджированием рисков в сфере науки и образования.

В дискуссии также приняли участие: доцент кафедры, к.э.н. Ирина Чурзина, доцент кафедры, к.э.н. Ольга Зарайская, старший преподаватель кафедры Зоя Тайбер, ассистент кафедры, к.э.н. Мария Сухарева, ассистент кафедры Степан Сергеев, стажёр-исследователь кафедры Сергей Соболев, аспирант кафедры Цзоу Синьюй.