7 декабря состоялась работа секции «Формирование профессиональных и языковых компетенций студентов ФГУ в новых геополитических и геоэкономических условиях»

Секция была проведена в рамках XIX Международной конференции «Государственное управление в новых геополитических и геоэкономических условиях» под руководством доктора педагогических наук, заведующего кафедрой иностранных языков ФГУ МГУ имени М.В.Ломоносова Светланы Кащук.

На секции обсудили вопросы, связанные с особенностями функционирования иностранных языков в современном цифровом информационном пространстве. Преподаватели обратили особое внимание на вопросы  интеграции потенциала цифрового иноязычного пространства в процесс формирования общих и языковых компетенций студентов факультета государственного управления МГУ. В рамках выступлений также был представлен опыт формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов с учетом новых геополитических,  социальных и технологических условий. 

Мария Вершинина выступила с докладом на тему «Развитие навыков критического мышления на занятиях английским языком у студентов ФГУ», в котором уделялось особое внимание необходимости обучения студентов ФГУ навыкам критического мышления. Эти навыки позволят студентам более тщательно работать с информацией как в рамках учебы, так и в дальнейшей профессиональной жизни. Выступающая привела примеры практических заданий для развития навыков критического мышления и представила идеи, как адаптировать их под разные уровни владения английским языком.

Дарья Герасименко в докладе «Анализ бизнес-кейса, основанного на реальной ситуации, в рамках практического занятия по английскому языку на тему маркетинга» рассмотрела пример проведения практического занятия по английскому языку по вопросам маркетинга, посвященного разбору реального бизнес-кейса, а также подчеркнула необходимость развития у студентов навыков сбора и анализа информации с целью выработки эффективных подходов и решений с учетом текущей геоэкономической ситуации.

Евгения Голионко в рамках темы «Освещение антироссийских санкций в англоязычных СМИ (на примере журнала «Экономист») — The Economist on anti-Russian sanctions» обратила внимание на то, как «коллективный Запад» во главе с США обрушил на Россию беспрецедентное количество санкций, число которых уже исчисляется тысячами. Однако, вместо ожидаемого коллапса российской экономики сработал эффект бумеранга: по признанию западных экспертов именно экономика западной Европы сейчас испытывает серьезный кризис. Как оказалось, прежний успех западной экономической системы базировался в основном на дешевых и доступных природных ресурсах России. В связи с этим особый интерес вызвали аналитические статьи, публикуемые в британском журнале «Экономист», отражающие довольно широкий спектр мнений. В данном докладе были проанализированы статьи за период с 22 апреля 2021г. по настоящее время.

Рузанна Депелян выступила с докладом «Новые парадигмы управления на примере современных лидеров организаций». Автор рассмотрела новые подходы к управлению, новые качества, необходимые управленцу, а также управленческие инновации. Был также представлен опыт создания межпредметных связей и интеграции новых парадигм управления на примере современных лидеров организаций в практический курс английского языка для студентов факультета государственного управления.

Светлана Кащук в докладе «СВО на Украине глазами французских СМИ» представила анализ использования языковых средств для представления франкоязычным читателям информации о проведении РФ специальной военной операции. Автор продемонстрировала ангажированность французской прессы (на примере газет « Figaro » и « Libération ») и способы манипуляции при описании журналистами событий и этапов проведения военной операции на Украине.  

Елена Лиознова представила «Методические основы реализации проектной деятельности для развития аналитико-когнитивных умений студентов-политологов», уточнив, что в настоящее время в образовательных стандартах России и других стран все больше внимания уделяется формированию метапредметных компетенций учащихся. Происходит отход от стандартизации обучения в пользу его индивидуализации с целью роста заинтересованности и мотивации учащихся, формирования ответственного отношения к процессу обучения, а также развития критического мышления и креативности. Данный доклад был посвящен рассмотрению методических основ реализации проектной деятельности в неязыковом вузе, а также анализу эффективности проектного метода для развития аналитико-когнитивных умений у студентов-политологов.

Светлана Макарова выступила с докладом на тему «Мыслительный процесс индивидуализации и явление непрямой анафорической референции в программе курса английского языка на материале публицистического дискурса». Она указала на то, что изучение артиклевых форм имени является одним из наиболее сложных грамматических вопросов в курсе английского языка. На материале публицистического дискурса, представленного журналом «The Economist», студентам, обучающимся на направлениях «Политология» и «Государственное и муниципальное управление», предлагается изучить дискурсивные закономерности применения непрямой анафорической референции с целью приобретения навыка самостоятельного выявления данного явления в аутентичном тексте, чтобы в дальнейшем грамотно его использовать в собственной письменной и устной речи.

Виктория Самуненкова описала свой опыт подготовки учебника по предмету «Русский язык как иностранный» для факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова. В докладе был рассмотрен вопрос разработки учебного пособия для студентов-иностранцев, изучающих предметы основной специализации – политологию, геополитику, историю. До настоящего времени студенты обучались по основным учебникам курса «РКИ» без углубления в сферу основной деятельности.

Александр Филимонов в докладе «К вопросу о нововведениях в лексике английского языка и как помочь студентам ими овладеть» рассмотрел не только ставшие символом новой реальности продукты словообразования (Bidenomics, Trussonomics, Johnson-game и т.д.), которые, тем не менее, не зарегистрированы даже в онлайн словарях, но и комплексные выражения, возникшие под влиянием геополитических изменений (mini-budget, ‘holdmybeer’ response и т.д.). Помимо наиболее часто упоминаемых новых выражений, которые в текущей реальности невозможно игнорировать и которые в то же время вызывают сложности у студентов, особое внимание было уделено эволюции привычных выражений, получивших новое значение в изменившемся геополитическом ландшафте, а также  способам нахождения значений этих выражений как в ходе аудиторной работы (с преподавателем), так и самостоятельно.

Надежда Черкашина выступила с докладом «Особенности русского акцента в фонетике испанского языка. Как его избежать в обучении студентов ФГУ».

В докладе были рассмотрены особенности формирования фонетических навыков в процессе изучения испанского языка студентами факультета государственного управления. Автор представила педагогические технологии, используемые на практических занятиях по испанскому языку.