26 марта состоялось заседание подсекции «Технологические инновации и инновационные педагогические подходы в обучении иностранным языкам будущих управленцев» в рамках конференции «Ломоносовские чтения»

Руководитель – заведующий кафедрой, доктор педагогических наук, доцент Светлана Кащук. В рамках проведения подсекции были обсуждены вопросы функционирования языков в реальном и цифровом пространствах, а также предложены педагогические подходы интеграции технологических инноваций (цифровых платформ и сервисов искусственного интеллекта) в процесс обучения студентов факультета государственного управления английскому, французскому и испанскому языкам. 

Доклад магистранта 1 курса Екатерины Савлевой на тему «Проект «Start-up» на практических занятиях по иностранному языку» был посвящен вопросу реализации проектной методики на занятиях по иностранным языкам в рамках формирования профессиональной языковой компетентности студентов ФГУ. 

Магистрант 1 курса Аделина Хамзина выступила с докладом «Корректность» на страницах французской прессы и во французской системе образования», осветив проблемы современного французского общества и французской образовательной системы. Особый интерес вызвала информация о создании во Франции объединений родителей, не желающих принимать новую идеологию образования в рамках «политики толерантности».

Заведующий кафедрой иностранных языков, д-р пед. наук Светлана Кащук выступила с докладом «Эффективные педагогические технологии в лингводидактике эпохи искусственного интеллекта», который был посвящен опыту интеграции сервисов ИИ в процесс обучения французскому языку бакалавров, магистров и аспирантов ФГУ. 

Появившиеся в свободном доступе GPT-подобные генеративные языковые модели требуют изменений в педагогических подходах в области формирования способности нового поколения выстраивать иноязычную коммуникацию в реальном и цифровом пространствах. В настоящий момент нет теоретических основ эффективной интеграции сервисов искусственного интеллекта в систему иноязычного образования. Именно поэтому ценен  анализ практического опыта использования дидактического потенциала искусственного интеллекта на практических занятиях по иностранному языку и его параллельное  теоретическое обоснование.

Ассистент кафедры ИЯ, к.ф.н. Светлана Макарова поделилась педагогическим опытом в рамках доклада: «Ментальные карты как инструмент работы с научным дискурсом при обучении английскому языку студентов факультета государственного управления». Автор представила свою педагогическую технологию разработки ментальных карт в рамках определенной тематики на практических занятиях по английскому языку, что способствовало успешному формированию как рецептивных, так и продуктивных видов речевой иноязычной деятельности. 

Доклад доцента кафедры ИЯ, к.ф.н. Дарьи Герасименко «Виды групповой работы в рамках практического занятия по английскому языку» был посвящён особенностям устной мини-презентации на заданную тему с соблюдением логической структуры высказывания и с использованием слов-связок. Автор описала характерные черты данного вида работы, сделала акцент как на определённых трудностях, которые представляет такое упражнение для обучающихся, так и на безусловной пользе, которое оно может принести, а также перечислила виды навыков, развивающихся у студентов при регулярном выполнении данного задания.

В докладе доцента кафедры, к.с.н. Рузанны Депелян «Новые медиа в продвижении компаний» были представлены результаты исследований в области новых способов продвижения продуктов и услуг известных мировых компаний через современные медиа платформы. Автор наглядно показала сильные и слабые стороны как новых способов продвижения товаров и услуг, так и более консервативных, но все еще востребованных подходов в данной области. Оживленную дискуссию вызвал представленный в рамках доклада мини-кейс компании «Coca-Cola», в котором был раскрыт нетривиальный подход к решению возникшей кризисной ситуации с продажей товара через использование новых эффективных инструментов продвижения на новых медиа платформах. 

Доцент кафедры ИЯ, к.ф.н. Мария Вершинина выступила с докладом «Использование онлайн-платформы Twee для разработки учебно-методических материалов на факультете государственного управления», в котором были рассмотрены основные функции онлайн-платформы Twee, проанализированы ее преимущества и недостатки, представлены примеры упражнений для отработки навыков чтения, аудирования, говорения и письма. Автор представила свой педагогический опыт персонализации образовательного процесса, а также повышения мотивации студентов к усвоению учебного материала на практических занятиях по английскому языку. 

Ассистент кафедры ИЯ, к.ф.н. Анастасия Копанева представила доклад «Развитие риторических навыков у студентов ФГУ за счёт освоения формата дебатов на практических занятиях по английскому языку», который был посвящен опыту внедрения формата дебатов в образовательный процесс для развития и закрепления риторических навыков у студентов с разным уровнем владения английским языком. Особый интерес вызвала техника построения и оценивания аргументов согласно модели аргументации Стивена Тумлина, использованная автором для организации дебатов на занятиях по английскому языку со студентами бакалавриата ФГУ. 

Старший преподаватель кафедры ИЯ, к.ф.н. Лариса Машкова в докладе «Повышение уровня медиакомпетентности студентов-управленцев на новом этапе мирового развития» представила обзор современной политической ситуации и свой опыт внедрения в практику изучения английского языка речи вице-президента США Дж.Д.Вэнса, прозвучавшей 14 февраля 2025 года на 61-й Мюнхенской конференции по безопасности. 

В докладе ассистента кафедры ИЯ Надежды Черкашиной «Приемы и методы формирования идентичности будущих специалистов (управленцев) со знанием испанского языка» рассматривается понятие профессиональной идентичности студентов вузов, а также факторы и критерии ее формирования, одним из которых является качественная языковая подготовка. Докладчик поделилась практическим опытом использования короткометражных фильмов в рамках технологии смешанного обучения на занятиях по иностранному языку, что способствует формированию у учащихся навыков ведения дискуссий и дебатов, работе в команде.

Доцент кафедры ИЯКТ, НИТУ МИСИС Олеся Толстых выступила с докладом «Подготовка преподавателей иностранных языков к использованию инструментов искусственного интеллекта в профессиональной деятельности». Автор отметила актуальность формирования компетенции использования инструментов искусственного интеллекта в профессиональной деятельности преподавателей иностранных языков. В выступлении была подчеркнута необходимость формирования профессиональной компетенции преподавателей, позволяющей использовать инструменты искусственного интеллекта адекватно поставленным коммуникативным задачам, что в настоящее время является неотъемлемым условием повышения эффективности образовательного процесса. Автор предложила структуру данной компетенции, включающую когнитивный, прагматический, личностный и этический компоненты. Описала многоуровневую модель оценки, включающую такие параметры, как аналитическое мышление, умение формулировать запросы, адаптивность.  

Ассистент кафедры ИЯ, к.п.н. Елизавета Мокричук в докладе «Формирование функциональной грамотности чтения на практических занятиях по английскому языку с использованием цифровых образовательных ресурсов» поделилась опытом интеграции цифровых образовательных ресурсов в процесс формирования профессиональных и языковых компетенций студентов ФГУ на практических занятиях по английскому языку. 

Старший научный сотрудник лаборатории новой и новейшей истории стран Европы и Америки (исторический факультет) Раиса Караханова выступила с темой «Использование возможностей искусственного интеллекта для эффективного обучения испанскому языку». Автор представила свой опыт использования возможностей искусственного интеллекта для обучения испанскому языку, однако рассмотренные приложения могут быть полезны и для преподавателей других иностранных языков. Эти сервисы ИИ универсальны, удобны в использовании и предлагают бесплатные и доступные функции, которые делают их крайне привлекательными для современных преподавателей.