Участниками заседания были представители научно-исследовательских и образовательных организаций из четырех стран – Беларуси, Казахстана, Китая и России (Государственное научное учреждение «Институт экономики НАН Беларуси», Институт парламентаризма (Казахстан), Институт законодательства и правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, МГУ имени М.В.Ломоносова, Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне, РГГУ, РАНХиГС, ИГиМУ НИУ ВШЭ, Фонд развития цифровой экономики), а также представители органов государственной власти (Счетная палата Российской Федерации, Минстрой России, Минпромторг России, ФНС России).
Модератор круглого стола, руководитель Центра цифровой трансформации государственного управления Павел Кондрашов во вступительном слове отметил, что федеральные органы государственной власти уже стали применять технологии искусственного интеллекта, больших данных и интернета вещей, однако нельзя утверждать, что их использование уже приобрело системный характер, а также озвучил приветственное слово и.о. декана факультета, доктора исторических наук, первого заместителя председателя комитета Государственной Думы VIII созыва по международным делам Вячеслава Никонова.
В приветственном слове была отмечена актуальность темы круглого стола, указана необходимость решения в ближайшее время вопросов правового регулирования цифровизации публичной власти, в частности, установления границ применения технологии искусственного интеллекта при выполнении государственных задач и функций, определения критериев оценки эффективности цифровизации публичной власти в целях реализации общественного контроля, формирования позитивного отношения населения к применяемым технологиям, обеспечения эффективной защиты персональных данных. В обращении была выражена уверенность, что совместное обсуждение вопросов правового регулирования цифровизации публичной власти представителями науки и органов власти поможет лучше понять имеющиеся проблемы и найти эффективные пути их решения.
Сергей Шахрай, Заслуженный юрист Российской Федерации, д.ю.н., руководитель Центра сравнительного правоведения Университета МГУ – ППИ в Шэньчжэне в докладе «Конвергенция мировых правовых систем на цифровой платформе в КНР» отметил, что цифровизация в политической, экономической и социальной сферах уже прочно вошла в нашу жизнь, а созданные цифровые платформы и инструменты не только позволяют получать широкий набор государственных услуг в цифровой форме, но и открывают для граждан новые возможности прямого волеизъявления, участия в процедурах принятия решений органами публичной власти. Особое внимание он уделил возникающим сегодня проблемам обеспечения цифрового суверенитета национальных государств, «технологического» и «программного». В выступлении были представлены основные черты цифровизации деятельности органов государственной власти в КНР, отмечена трансформация правовой системы Китая.
Марина Лебедевич, научный сотрудник Государственного научного учреждения «Институт экономики НАН Беларуси», в докладе «Стратегические направления электронного управления в Республике Беларусь» отметила необходимость повышения в Беларуси доли получения государственных услуг в электронной форме и информированности, заинтересованности граждан в получении услуг в данной форме, перехода на электронный документооборот и формирования полноценной концепции электронного правительства.
Заместитель директора Департамента реализации региональных инвестиционных программ Минстроя России Данил Хайдуков в рамках темы «Особенности цифровизации процессов проектного управления и контроля реализации инвестиционных проектов на региональном уровне» рассказал о практике применения Минстроем России цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, для повышения инвестиционной привлекательности отдельных российских регионов.
Ольга Заиграева, доцент кафедры конституционного и международного права юридического факультета РГГУ, раскрывая тему «Цифровизация местного самоуправления» отметила низкий уровень цифровизации муниципальных образований, ограниченные возможности органов местного самоуправления по применению цифровых технологий и слабую вовлеченность населения в управление муниципальным образованием посредством использования цифровых технологий. Было предложено повышать заинтересованность граждан в решении вопросов местного значения, развивать каналы обратной связи с гражданами, а также предоставлять возможность гражданам самостоятельно предлагать варианты решений вопросов местного значения. При этом, по ее мнению, цифровая форма не должна полностью заменить существующие сегодня традиционные формы непосредственного взаимодействия населения с органами местного самоуправления.
Начальник отдела анализа и автоматизации процессов досудебного урегулирования налоговых споров и цифровизации причин их возникновения Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Евгений Никитин в докладе «Цифровизация процессов досудебного урегулирования налоговых споров» рассказал, как информационные технологии, в том числе искусственный интеллект, применяются в деятельности налоговых органов. Докладчик отметил ряд правовых проблем, требующих решения, в частности определение единых сроков рассмотрения налоговыми органами обращений граждан и организаций в рамках досудебного урегулирования налоговых споров.
Владимир Южаков, директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, в докладе «Эффекты и риски цифровизации госуправления: оценка граждан» осветил основные результаты проведенного социологического исследования, касающегося оценки гражданами эффективности и цифровой зрелости государственного управления. По его оценке, степень электронного взаимодействия граждан с государственными органами весьма высока, однако, уровень доверия граждан к цифровым технологиям, применяемым органами государственной власти низкий, востребованность цифровых каналов связи зависит от цели взаимодействия гражданина с государством. Большинство граждан отметило высокие риски цифровизации государственного управления, наиболее высокая степень риска связана с утечкой персональных данных и цифровым мошенничеством.
Заведующий Международной лабораторией цифровой трансформации в государственном управлении ИГиМУ НИУ ВШЭ Евгений Стырин в докладе «Государственное управление, основанное на данных: эффекты, риски, барьеры» раскрыл основные цели и признаки датацентричного государственного управления, отметил актуальность формирования национальной системы управления данными, необходимость постоянного обучения и повышения квалификации государственных служащих. Среди наиболее значимых рисков построения датацентричного управления докладчик отметил увеличение числа хакерских атак на государственные системы, цифровое мошенничество, утечку и неправомерное использование персональных данных.
Дидар Тебаев, научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Минюста Республики Казахстан, раскрывая тему «Роль Президента в цифровой трансформации Казахстана» отметил достижения Казахстана в формировании электронного правительства, оказании комплексных государственных услуг гражданам в электронной форме и создании для граждан широких возможностей взаимодействия с органами публичной власти в цифровой форме.
Доцент кафедры правовых основ управления факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова Светлана Попова в докладе «Проблемы цифровизации правовой сферы» предложила систематизировать проводимую цифровизацию посредством выделения трех направлений – правотворчество, правоприменение, судопроизводство, и применительно к каждому направлению определить, что уже возможно реализовать используя готовые решения, что можно реализовать с минимальными затратами и в кратчайшее время, а что требует дополнительной проработки, правовых экспериментов и больших финансовых затрат. Общими проблемами для этих направлений являются: отсутствие «закона о законах», специфический язык нормативных правовых актов, который необходимо «перевести» как на естественный язык, так и на «машинный», умножение «сущностей» (терминологии, цифровых решений, реестров и регистров, содержащих одинаковые «базовые» данные).
В дискуссии приняли участие Надежда Архипова (д.э.н., профессор, директор Института экономики управления и права РГГУ), Владислав Бухарин (к.ист.н., доцент кафедры международных организаций и проблем глобального управления ФГУ МГУ имени М.В.Ломоносова), Мария Голик (стажер-исследователь, сотрудник научного отдела ФГУ МГУ имени М.В.Ломоносова), Ольга Зарайская (к.э.н., доцент кафедры экономики инновационного развития ФГУ МГУ имени М.В.Ломоносова), Константин Ишеков (д.ю.н., доцент кафедры правовых основ управления ФГУ МГУ имени М.В.Ломоносова), Ильдар Камалов (советник отдела проектной работы Правового управления ФНС России), Артём Косоруков (к.полит.н., старший преподаватель кафедры политического анализа ФГУ МГУ имени М.В.Ломоносова), Иван Лексин (д.ю.н., к.э.н., заведующий кафедрой правовых основ управления ФГУ МГУ имени М.В.Ломоносова), Артём Недров (консультант Департамента бюджетной политики и финансов Минпромторга России), Нуржан Саулен (Ph.D., главный специалист Института парламентаризма, Казахстан), Елена Серегина (начальник отдела проектной работы Правового управления ФНС России), Астамур Тедеев (д.ю.н., профессор кафедры государственного аудита Высшей школы государственного аудита МГУ имени М.В.Ломоносова), Даяна Удовиченко (GR-manager Фонда развития цифровой экономики), Юрий Урсу (директор Департамента аудита цифрового развития и государственной поддержки предпринимательства Счетной палаты Российской Федерации), Синьюй Цзоу (аспирант ФГУ МГУ имени М.В.Ломоносова, Китай), Николай Черногор (д.ю.н., профессор, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации), Виктория Щербакова (менеджер по коммуникациям Института перспективных исследований проблем искусственного интеллекта и интеллектуальных систем МГУ имени М.В.Ломоносова), Инга Яценко (заместитель директора Департамента цифрового развития Минстроя России), а также студент 1 курса бакалавриата Денис Березин.
Участники круглого стола отметили, что проблемы правового регулирования цифровизации публичной власти во многом носят общий характер, однако на разных уровнях управления число и глубина этих проблем существенно различается, что, естественно, требует особого внимания как со стороны государства, так и со стороны граждан.
С программой круглого стола можно ознакомится по ссылке.
Координатор «круглого стола», к.ю.н., доцент кафедры правовых основ управления
ФГУ МГУ имени М.В.Ломоносова Светлана Попова