14 января и 18 февраля 2023 года прошел двухдневный научно-практический семинар «Маркетинговые конкурентные стратегии промышленных предприятий в новой реальности»

В семинаре приняли участие слушатели-члены Клуба выпускников программы МВА «Управление взаимодействием бизнеса и государства» (научный руководитель Наринэ Аракелян) и кафедры стратегического планирования и экономической политики (заведующая кафедрой д.э.н., профессор Елена Ведута) факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова.

С основным докладом на семинаре выступили к.э.н., доцент кафедры Микаэла Симановская и Михаил Минаенко, к.э.н. директор по маркетингу и развитию продаж ООО «Камский кабель».

Докладчики представили и обсудили стратегическое планирование на промышленных предприятиях РФ в новой реальности, точнее в период от предсказуемости к «пермакризису» (интернет-мем для периода после 2021 года в мировой экономике), который связан с постоянными потрясениями, такими как эпидемия, региональные конфликты и стагнация мировых экономик. Обсудили элементы механизма координации современной смешанной рыночной экономики: рыночный спонтанный механизм (случайные конкурентные отношения); активная политика фирм и сетевых объединений предпринимателей на рынке (сознательное регулирование); государственное регулирование конкуренции и воздействие представителей гражданского общества.

На семинаре было отмечено, что сознательное регулирование рыночных процессов со стороны фирм может осуществляться в форме планирования, основанного на взаимном согласовании интересов рыночных контрагентов: стратегическое планирование фирм, включая маркетинговое управление (работа на известный рынок) и межфирменные сетевые связи (работа на определенный рынок). Среди основных рыночных механизмов давления на экономику были выделены: 1) экономика невинного обмана — доминирование государственных корпораций (в РФ); 2) монополистическое давление (Джон Гэлбрейт) — доминирование крупных фирм на основе рыночной власти; 3) иерархическое доминирование — отсутствие интеграции государственного планирования и планирования предприятий (в СССР).

Авторами выступлений подробно был представлен предплановый маркетинговый анализ: макросегментация — выбор базового рынка (потребность, которую собирается удовлетворять компания); микросегментация — объединение потенциальных потребителей в группы, имеющие схожие требования к товару и маркетинговому обслуживанию; анализ привлекательности сегментов для фирмы (соответствие стратегических способностей фирмы ключевым факторам успеха рыночного сегмента). История рыночной концепции конкурентных преимуществ была проанализирована выступающими с точки зрения эволюции проблем и методов стратегического управления по двум периодам: с конца 80-х до начала 90-х гг. – ресурсная концепция конкурентных преимуществ; с конца 90-х до начала 2000-х гг. – конкурентные преимущества в «экономике знаний» (концепции динамических способностей, динамических инноваций), сетевая концепция стратегического управления.

Интерес слушателей вызвал актуальный вопрос использования принципов и методов гибкого и проектного управления в стратегическом планировании, манифест гибкой разработки. Авторы докладов уверены — можно применить более широкий набор принципов, методов и элементов гибкого и проектного управления для стратегического планирования именно на промышленных предприятиях в волатильной внешней среде. Например, решение стратегических проблем/задач VS миссия и стратегическое видение; магистральные направления развития VS стратегические проекты; гибкий горизонт планирования VS фиксированный стратегический план; включение методик оценки рисков в стратегическое планирование; регулярная и цикличная оценка прогресса с обратной связью от «низов»; минималистичный и гибкий подход к метрикам и КПЭ для экономии времени и ресурсов; поэтапное планирование с использованием методов тестирования гипотез.

Данные подходы и методы были успешно применены Михаилом Минаенко на протяжении последних 10 лет бизнес-практики на промышленных предприятиях, и он поделился своими практическими наработками с аудиторией — повышение доходности бизнеса и операционной эффективности в В2В, использование принципов гибкого управления.

Участники научно-практического семинара отметили, что необходимым условием гибкого управления является достаточный уровень цифровизации предприятия. К настоящему моменту уровень цифровизации непроизводственных функций в России значительно выше и дает больший эффект из-за схожести процессов и данных. Минимальный уровень цифровизации производства по основным этапам и показателям также необходим для синхронизации процессов и систем.

Круглый стол завершился междисциплинарной дискуссией, по результатам работы были сделаны выводы по конкурентным преимуществам и стратегиям для промышленных предприятий в новой реальности. В частности, что является основой этих параметров, какие бывают конкурентные преимущества, какие подходы есть к их выявлению.

Авторы затронули и вопросы цифрового маркетинга, тем самым определив тему следующего семинара. Новый семинар пройдет 25 марта 2023 года (11.00–14.00, ауд. А-619), на нем будет обсуждаться тема цифрового маркетинга, обратим внимание на его основные инструменты и экосистему.

Приглашаем всех желающих на следующий научно-практический семинар Клуба выпускников программы МВА!