Вячеслав Никонов: Финансирование науки – это вопрос приоритетов национального развития

25 ноября состоялось заседание Комитета Госдумы по образованию и науке, на котором был  заслушан доклад президента РАН Александра Сергеева «О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году».

Приводим основные тезисы выступления председателя Комитета Вячеслава Никонова по итогам рассмотрения доклада:

— Российская наука – это явление мировой культуры и цивилизации. Мир многим обязан российской науке, трудно назвать такую область современных знаний, в которой Россия не была бы первопроходцем.

Совершенно не случайно Россия первой предложила вакцину от коронавируса.  У нас огромные заделы в оборонной отрасли — это тоже большая наука. Сегодня Владимир Владимирович Путин совершает поездку в Саров – в научный центр, который определяет лицо нашей ядерной физики и обеспечивает безопасность страны.

В то же время мы в комитете Госдумы по образованию и науке постоянно бьём тревогу о состоянии науки, разделяем озабоченности, которые есть в научном сообществе. Действительно, проблемы достаточно серьёзные. К сожалению,  по количеству ученых мы уже давно не являемся лидерами в мире. В Китае сейчас в шесть раз больше исследователей, чем в России, в США — вдвое, хотя когда-то у нас их было гораздо больше, чем и в Америке, и в Китае.

Бюджетные расходы, которые президент своим указом 2012 года предлагал установить на науку  на уровне 1,77 процента от ВВП,  так и остались на уровне 1,1 процента.  Эта цифра не увеличилась с 2012 года, хотя целевой показатель должен был быть достигнуть к 2015 году.

В итоге только 1 процент выпускников вузов  сейчас приходит в науку. Невозможно мотивировать людей заниматься научной деятельностью, если за это никто не платит. Невозможно удержать людей в стране разговорами о паритете покупательной способности, если за границей предлагают зарплату в 10 раз больше.

В представленном докладе РАН обозначены многие факторы – отмечается необходимость формулировать целостную политику научно-технического развития страны, подчеркиваются проблемы новых кадров высшей квалификации, финансирования научных исследований, поставлены вопросы, связанные с наукометрией, с оценкой показателей деятельности отдельных ученых и научных организаций.

Все эти проблемы, на мой взгляд,  связаны с национальными  приоритетами развития. В СССР наука была на 1-2 месте в мире, сейчас мы существенно сдали позиции. Как ни банально, решение упирается в вопросы финансирования. Научная среда, приборы, возможность совершать открытия зависят от соответствующей материальной базы.

Денег всегда будет не хватать, но, повторяю,  это вопрос приоритетов, и он отражается как раз в процентах ВВП, выделяемых на науку,  пусть даже при падающем ВВП. В стране деньги есть. У  нас золотовалютные резервы – 583 миллиарда долларов. Все расходы на всё оборудование для всей российской науки на ближайшие пять лет – 1 миллиард. Это, по сути,  стоимость одного хорошего прибора.

Мы  ничего не сделаем без  финансирования, хотя бы такого, которое  зафиксировано в документах стратегического планирования и в указах президента.

Еще одна проблема: взаимодействие большой науки с бизнесом. В государственных структурах нет механизмов, которые бы содействовали переводу научных достижений в реальные инновационные результаты. И это действительно большой пробел в нашей системе государственного управления, который, конечно, предстоит исправлять, в том числе и всем нам.

По-прежнему остается нерешенным вопрос законодательного регулирования этой сферы. В течение  многих лет мы ожидали закон о науке, который находился в плане законотворческой деятельности правительства, начиная, кажется,  с 2015 года. Мы получили несколько вариантов этого закона, потом он ушел в тень, и сейчас мы уже не знаем, когда и в каком виде будет  представлен и принят закон о науке.

Не менее серьезным является вопрос законодательного регулирования деятельности самой РАН, которая вносила ряд законодательных инициатив, нуждающихся во внимательном изучении и, на мой взгляд, поддержки с нашей стороны.

Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке