Организация деятельности высших органов публичной власти

Направление «Государственное и муниципальное управление»

Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных  специалистов для занятия должностей в органах, обеспечивающих деятельность Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, высших судов, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, высших должностных субъектов РФ, правительств и администраций субъектов РФ, а также представительных органов и глав муниципальных районов и городских округов.

В основу программы положен накопленный на факультете государственного управления МГУ опыт преподавания профильных дисциплин ведущими российскими специалистами в данной области.

Руководители магистерской программы – доктор экономических наук, доцент кафедры экономики инновационного развития А.С. Воронов; доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой правовых основ управления И.В. Лексин

Обучение ведется на русском языке. Срок освоения программы – 2 года.

Программа реализуется согласно направленности (профилю) основной профессиональной образовательной программы высшего образования, реализуемой по схеме двухлетней подготовки магистров в соответствии с самостоятельно устанавливаемым стандартом МГУ имени М.В.Ломоносова по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».

Квалификация (степень) «магистр»

Выпускники программы готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

  • Организационно-управленческой
    осуществление стратегического управления в интересах общества и государства, включая постановку общественно значимых целей, формирование условий их достижения, организацию работы для получения максимально возможных результатов; анализ состояния экономики отраслей бюджетного сектора, отдельных организаций, определение экономических последствий подготавливаемых или принятых решений; проведение кадровой политики и кадрового аудита, формирование коллектива и организацию коллективной работы, умение максимально использовать кадровый потенциал, мотивируя и развивая кадры с целью обеспечения наибольшей результативности их труда; улучшение деятельности сотрудников организации на основе личного примера, умения обучаться и совершенствовать работу с учетом опыта и новых идей, проявления лидерских качеств, умения принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь, оценивать последствия исполнения решений; организация взаимодействия с внешней средой (другими государственными и муниципальными органами, организациями, гражданами.
  • Административно-технологической
    применение законодательства, нормативно-правовых процедур в административной деятельности, в том числе подготовка проектов нормативных правовых актов, их технико-экономическое обоснование; оптимизация деловых процессов, ведение документооборота и деловой переписки с гражданами и внешними организациями, в том числе на иностранном языке.
  • Консультационной и информационно-аналитической
    консультирование государственных, некоммерческих и хозяйственных организаций; формирование баз данных, оценка их полноты и качества, применение этих данных для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций; разработка административных регламентов, проектов должностных регламентов государственных и муниципальных служащих, должностных обязанностей сотрудников организаций.
  • Проектной
    составление прогнозов развития организаций, учреждений и отдельных отраслей и предприятий, регионов (с учетом имеющихся социальных, экологических проблем, соблюдения требований безопасности); разработка программ социально-экономического развития федерального, регионального и местного уровня; обоснование и анализ исполнения социальных и экономических программ с использованием методов проектного анализа; разработка технико-экономического обоснования и определение вероятной эффективности инвестиционных проектов, в том числе и в социальной сфере.
  • Научно-исследовательской и педагогической деятельности
    участие в научно-исследовательских работах по проблемам государственного и муниципального управления, подготовка обзоров и аналитических исследований по отдельным темам направления подготовки; подготовка и апробация отдельных образовательных программ и курсов, представление результатов исследований для других специалистов.

Дисциплины магистерской программы «Организация деятельности высших органов публичной власти»

Наименование дисциплины Формируемые компетенции
Дисциплины базовой части направления «Государственное и муниципальное управление» ·   способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности (ОПК-1); 

·   готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач в области профессиональной деятельности (ОПК-2);

·   готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3)

·   владение технологиями управления персоналом, обладание умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач (ПК-1);

·   владение организационными способностями, умение находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях (ПК-2);

·   способность планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями (ПК-3);

·   владение способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления  (ПК-4);

·   владение современным методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а так же методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-5);

·   способность понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции (ПК-6);

·   способность разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля (ПК-7);

·   владение принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности (ПК-8);

·   владение навыками использования инструментов экономической политики (ПК-9);

·   способность вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу (ПК-10);

·   способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников (ПК-11);

·   способность использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач (ПК-12);

·   способность критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза (ПК-13);

·   способность систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-14);

·   способность выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации (ПК-15);

·   способность к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-16);

·   способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-17);

·   владение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-18);

·   владение методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-19);

·   владение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-20).

История, философия и методология управления
Экономика общественного сектора
Современная теория и технологии государственного управления 
Правовые аспекты государственного и муниципального управления
Актуальные вопросы практики государственного и муниципального управления
Информационно-аналитическое обеспечение государственного и муниципального управления
Кадровая политика и кадровый аудит
Иностранный язык для делового общения
Дисциплины вариативной части направления «Государственное и муниципальное управление»
Макроэкономическая политика
Инновационная экономика
Управление государственными программами
Стратегическое планирование
Курс на иностранном языке
 
Обязательные дисциплины магистерской программы «Организация деятельности высших органов публичной власти» 

 

·   обладать знанием институциональных принципов организации высших органов публичной власти, специфики и инструментов организации деятельности высших органов публичной власти (М-ПК-1); 

·   обладать знаниями об современной нормативно-правовой базе деятельности высших органов публичной власти и умением применять положения законодательства Российской Федерации в организации деятельности высших органов публичной власти (М-ПК-2);

·   обладать умением оценивать правомерность принятия государственных решений с позиции законодательства и принимать меры по их защите (М-ПК-3);

·   обладать набором поведенческих, коммуникативных и речевых навыков, необходимых для работы в аппаратах высших органах публичной власти (М-ПК-4);

·   обладать навыками проведения аналитической работы с целью принятия эффективных управленческих решений в высших органах публичной власти (М-ПК-5);

·   обладать навыками взаимодействия с потенциальными институциональными партнерами (М-ПК-6);

·   владеть навыками использования искусственного интеллекта в государственном и муниципальном управлении (М-ПК-7);

·   обладать умением использовать знания о концептуальных основах реализации государственной политики в различных сферах для повышения эффективности профессиональной деятельности в высших органах публичной власти (М-ПК-8);

·   обладать навыками принятия эффективных управленческих решений, направленных на сглаживание и преодоление кризисных явлений (М-ПК-9).

 

Институт главы государства и организация исполнительной власти
Парламентаризм и законотворческий процесс
Судоустройство и судопроизводство
Федерализм и центр-периферийные отношения
Избирательная система и избирательный процесс
Правовое регулирование служебных отношений
Принятие и реализация государственных решений
Искусственный интеллект в государственном и муниципальном управлении
Государственная антикоррупционная политика
Примерный перечень дисциплин по выбору магистерской программы «Организация деятельности высших органов публичной власти» 
Легитимация государственной власти в России 

Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах

Международное публичное право

Политический анализ

История развития высших органов публичной власти в России

Политические партии в Российской Федерации

Управление государственной и муниципальной собственностью

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг

Порядок взаимодействия органов публичной власти

Государственная национальная политика Российской Федерации

Современные механизмы регулирования межэтнических и государственно-конфессиональных отношений

Публичная дипломатия

Бюджетное право и бюджетный процесс

Налоговое право Российской Федерации

Политико-административные сети в государственном управлении

Государственное финансовое планирование и бюджетирование

Мониторинг законодательства и правоприменительной практики

Оценка регулирующего воздействия нормативных актов

Финансирование приоритетных национальных проектов

Финансовый менеджмент в органах публичной власти

Современная практика государственно-частного партнерства

Политика обеспечения обороноспособности государства

Управление деятельностью спецслужб и силовых ведомств

Календарный учебный график

Учебный план