20 апреля 2022 г. в рамках научной конференции «Ломоносовские чтения» на кафедре теории и методологии государственного и муниципального управления состоялось заседание подсекции «Институты и процессы современного государственного и муниципального управления»

Руководителем подсекции выступил доктор политических наук, профессор Г.Л. Купряшин.

В докладе профессора Г.Л. Купряшина «Неопределенность как системный элемент институционального дизайна государственного управления» были выделены новые проблемные вопросы критериев институциональной зрелости системы государственного управления в условиях быстро возникающих транснациональных и региональных кризисов. Было подчеркнуто, что традиционный риск-менеджмент не справляется с новыми вызовами. Появляющиеся потребности в управлении чреваты неопределенностью, например, в отношении текущего состояния экономических и экологических вопросов, соответствующего набора альтернативных решений, реакции других субъектов на предлагаемые решения или будущих событий, которые могут повлиять на проблему. Неопределенность проявляется в разнообразных форматах и размерах, влияющих на понимание сути проблемы (например, в области экологии), либо на процесс принятия решений (например, в политике). В докладе были представлены разные направления специальной литературы по неопределенности, с учетом которых необходимо разрабатывать новую аналитическую основу разработки оценок качества институтов государственного управления. По мнению докладчика, лучшее понимание ряда типов неопределенностей имеет решающее значение для формирования более надежной политики и механизмов государственного управления.

В докладе кандидата экономических наук, доцента Ю.В. Евстафьевой «Развитие института специальных инвестиционных контрактов» были рассмотрены результаты использования специальных инвестиционных контрактов первого поколения (заключались с 2016 по 2019 год), в частности, были приведены расчеты объемов инвестиционных обязательств по отраслям промышленности. Докладчик обратилась к вопросу возникших рисков неисполнения и досрочного расторжения контрактов в связи с односторонним запретом отдельными иностранными государствами сотрудничества своих компаний с Россией. Как свидетельствуют результаты исследования, случаи принадлежности материнских компаний юридических лиц, подписавших специнвестконтракты с Российской Федерацией, к иностранным юрисдикциям не единичны — в настоящее время институт специальных инвестиционных контрактов проходит проверку на прочность. Даны рекомендации по его совершенствованию в части учета рисков умышленного неисполнения контрактов и введения дополнительной ответственности в случае отказа от выполнения взятых на себя обязательств. Также представлен обзор первых результатов применения специальных инвестиционных контрактов второго поколения (2020 год – н/в). В рамках доклада были освещены законодательные изменения, принятые в марте этого года в рамках пакета антикризисных правительственных мер.

Кандидат экономических наук, доцент А.С. Царенко выступил с докладом «Развитие модели управления государственными реформами: вызовы «менеджеризма»». В докладе были представлены первичные результаты исследовательского проекта, нацеленного на разработку модели управления государственными реформами с учетом опыта бизнес-сферы. При концепировании интегральной прикладной модели особое внимание было уделено требованиям текущего этапа социально-экономического и социокультурного развития социума. Для обобщения и интерпретации существующих эмпирических данных по зарубежным и отечественным реформам предложен авторский шаблон (система параметров). Приведен оценочный обзор моделей Института исследований правительств (Institute for Government, London; 2012) и модели «Деливерология» («Deliverology», 2001).

В рамках своего доклада «Модель оценки зрелости применения технологий бережливого производства в органах государственной власти» аспирант кафедры О.Ю. Гусельникова проанализировала основные задачи, решаемые в ходе комплексной оценки зрелости применения технологий бережливого производства, провела сравнительный анализ основных подходов к определению уровней бережливой трансформации в системе публичного управления. Автором была отмечена недостаточность теоретического осмысления методологических вопросов, связанных с оценкой эффективности внедрения Lean в государственных органах, наличие отраслевой ограниченности исследований и неполнота анализа и учета всех имеющихся критериев успешности внедрения технологий бережливого производства в госсекторе. На основе анализа литературы были систематизированы критические факторы успеха внедрения Lean в системе публичного управления, послужившие основой для разработки авторской модели оценки зрелости применения технологий бережливого производства в органах государственной власти.

Аспирант кафедры Д.В. Чинская представила доклад на тему «Введение нового налогового режима как инструмент снижения общей налоговой нагрузки на примере строительного комплекса Российской Федерации», где ознакомила присутствующих с текущими и накопившимися проблемами в строительной отрасли. Были представлены результаты анализа данных (за 2020 год) и оценочные расчеты существующих налоговых отчислений и при введении механизма нового налогового режима по строительной отрасли и по России в целом (за исключением финансовых институтов). Перечислены ожидаемые положительные эффекты при внедрении механизма неотвратимости уплаты налогов нового налогового режима. Так, по прогнозу положительный эффект в денежной форме даст дополнительно в бюджет РФ 1 260,34 млрд руб. Прогнозируются следующие основные эффекты в неденежной форме: переход от неформального института к формальному институту трудовых договоров; увеличение в строительной отрасли количества квалифицированных кадров; повышение культуры производства и производительности труда; появление стимулов и возможностей для внедрения инвесторами передовых технологий в строительной отрасли; повышение рентабельности отрасли.

Доклад аспиранта кафедры Я.В. Гончаренко «Государственные корпорации как институциональная ловушка» был посвящен рассмотрению особенностей такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация, через призму концепции «институциональных ловушек». При создании государственных корпораций указывалось на необходимость концентрации ресурсов для достижения целей экономического развития. Для этого госкорпорациям были предоставлены государственное имущество (на безвозмездной основе), большая свобода в хозяйственной деятельности (по сравнению с государственными учреждениями и унитарными предприятиями) и, в некоторых случаях, полномочия по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в отраслях их деятельности. Оборотной стороной широких возможностей госкорпораций стали слабость государственного и общественного контроля за их деятельностью, высокий уровень монополизации в отраслях их деятельности и усиление рентоориентированного поведения и корпоративной модели представительства интересов в политико-административной сфере. Это обусловливает важность реформирования госкорпораций, особенно в свете наличия более эффективных аналогичных организационно-правовых форм (в частности, акционерных обществ).

Студент кафедры Е.В. Гохштанд представила доклад на тему «Промышленный туризм как элемент стратегии повышения стоимости нематериальных активов государственных корпораций (на примере Роскосмоса)». По словам автора, актуальные условия и тренды управления нематериальными активами обуславливают необходимость модернизации стратегий российских государственных корпораций в части управления нематериальными активами. В докладе был представлен анализ перспектив реализации проекта по развитию промышленного туризма на космодроме «Восточный» в качестве инструмента повышения стоимости нематериальных активов государственной корпорации «Роскосмос».

Доклад студента кафедры М.А. Ротарь «Инструменты взаимодействия граждан с муниципальными органами власти» был посвящен рассмотрению актуальных способов коммуникации органов местного самоуправления с населением в системе управления муниципальным образованием. В свете новых трендов в реализации нацпроектов, а также планируемых изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, необходимо совершенствование инструментов взаимодействия органов местного самоуправления с населением, для включения жителей в процесс управления и развития муниципального образования. Было отмечено, что местное самоуправление – это динамичная система управления, которая недооценена, но является одним из наиболее эффективных способов решения локальных проблем.

Участники подсекции с интересом слушали доклады, задавали вопросы, в ряде случаев возникали дискуссии по актуальным проблемам современного публичного управления. Практически все участники отмечали актуальность институционального подхода в государственном и муниципальном управлении, особенно применительно к пониманию природы и механизмов возникающих дисфункций и институциональных ловушек, как следствие особенностей транзита. Была показана их роль в кризисах политико-административного и экономического развития. В заключение Г.Л. Купряшин поблагодарил всех выступавших и отметил важность междисциплинарного рассмотрения проблематики публичного управления.