Семинар был организован Центром цифровой трансформации государственного управления ФГУ МГУ совместно с кафедрой математических методов и информационных технологий в управлении, Центром дистанционного обучения и Научным советом при Президиуме РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований
Модераторами круглого стола выступили Юрий Петрунин, д.ф.н., заместитель декана по дистанционному обучению и цифровизации научно-образовательного процесса, заведующий кафедрой математических методов и информационных технологий в управлении и Павел Кондрашов, к.т.н., в.н.с., руководитель Центра цифровой трансформации государственного управления. Предметом рассмотрения явились эпистемологические и креативные возможности искусственного интеллекта, методология эффективного взаимодействия его с интеллектом естественным.
В научном семинаре приняли участи преподаватели и студенты факультета государственного управления. Также планировалось дистанционное участие представителей вузов Университетского консорциума исследователей больших данных, бизнеса, научного сообщества, ряда научных организаций, занимающихся вопросами развития технологий и систем ИИ. Однако в результате аварийного отключения электропитания, на устранение которого потребовалось значительное время, не все удаленные участники смогли выступить и видеозапись научного семинара состоялась только частично (ссылка на видеозапись представлена в конце пресс-релиза).
Открывая заседание, Юрий Петрунин отметил, что весь мир захлестнула глобальная волна внедрения больших языковых моделей, которые, на первый взгляд, обещают радикально трансформировать или порой практически полностью упразднить целые отрасли и отчасти заменить работающих в них людей. В результате этих процессов, в информационном пространстве зачастую доминируют некорректные интерпретации и прогнозы реальной роли искусственного интеллекта как в сферах экономики и управления, так и в областях творческой деятельности человека. По мнению Юрия Петрунина, в условиях недостаточной компетентности значительной части общества в вопросах возможностей искусственного интеллекта, отдельные организации и некоторые «эксперты» начинают монетизировать нагнетаемый в СМИ страх и «хайп» через некомпетентные курсы, чем дополнительно мистифицируют и без того запутанное положение дел. Таким образом, выбор темы научного семинара был связан с необходимостью экспертного обсуждения вопросов применения нейросетей и технологий искусственного интеллекта в творческой деятельности. В качестве модельного объекта анализа был выбран процесс брендирования товаров и услуг в социальных сетях.
С постановочным докладом «Построение бренда в социальных сетях с применением технологии искусственного интеллекта» выступил ассистент кафедры философии и эпистемологии философского факультета ГАУГН Тодор Пожарев (Сербия). В своем сообщении он отметил, что современные бренды в информационном пространстве начинают занимать то место, которое ранее принадлежало мифам. Хорошо рассказанная «легенда» порой вызывает у многих людей более сильные эмоции и чувства, чем сам предмет, которому она была посвящена. При этом в экономике бренды выполняют роль, более важную, чем «эмоциональная добавка» к созданному и реализуемому на рынке продукту. Бренды являются мощными генераторами добавленной стоимости продуктов и услуг, способствуют росту капитализации производящих их компаний. Увеличение количества локальных брендов в рамках одной продуктовой линейки генерирует сетевые эффекты, выходящие далеко за рамки отраслей экономики, в которых они оперируют.
Доклад Тодора Пожарева состоял из трех частей. В первой части было представлено определение и стратегии построения бренда, проведен анализ концепции бренда и показаны его отличия от продукта, рассмотрены возможности различных больших языковых моделей и их роль в брендинге, а также представлены стратегии создания бренда на примерах из разных сфер бизнеса. Во второй части доклада были рассмотрены теоретические основы и практическое применение LLM в контексте построения и управления брендом. В заключении докладчик рассказал о значимости искусственного интеллекта для современного бизнеса и общества, а также о возможностях и вызовах, связанных с его использованием.
В ходе выступлении докладчик изложил теоретические и практические аспекты построения бренда, которые основываются на фундаментальных аспектах человеческой природы и применимы на любой цифровой технологической платформе, независимо от ее технических характеристик; раскрыл методологию применения больших языковых моделей (LLM) в информационном пространстве и продемонстрировал примеры практического использования LLM для формирования бренда в информационном пространстве, а также ознакомил участников научного семинара с «инженерией» искусственного интеллекта — процессами создания без навыков программирования собственного «ИИ-агента-специалиста» для конкретной области брендирования.
Большое внимание в докладе было уделено рассмотрению построения брендовых кампаний, которые являются противоположностью прямого маркетинга. Классическим примером брендовой кампании, по мнению докладчика, является «абстрактная реклама, которую никто на свете не понимает». Брендовые кампании выходят за рамки простого продвижения товара или услуги, предлагая потребителям визию или обещание определенного «образа жизни», который сопряжен с использованием бренда. Эта стратегия создает глубокую эмоциональную связь между потребителем и брендом, делая выбор продукта вопросом идентичности и личных ценностей.
В докладе было убедительно показано, что основа бренда – это, безусловно, сам продукт. Поэтому, бренд должен высвечивать уникальные характеристики продукта, позволяя ему выделиться на рынке и предоставляя «дополнительную ценность» для потребителей. Однако вместе с использованием приемов эмоционально-чувственного сопровождения бренд становится скорее набором ассоциаций, чувств и впечатлений, которые люди связывают с продуктом, услугой или компанией. Эти ассоциации формируют образ бренда и определяют его позицию на рынке по сравнению с конкурентами. При этом, если прямой маркетинг предполагает прямое общение с потребителями для стимулирования немедленных продаж и привлечения новых клиентов, то брендовые кампании направлены на создание долгосрочной лояльности и укрепление образа бренда. Они направлены на создание у потенциальных потребителей эмоциональной связи с брендом и на формирование восприятия, которое отличает его от других игроков на рынке. При этом ценности бренда, как было показано докладчиком, представляют собой конкретные предложения, стереотипы, убеждения и нарративы, вместо абстрактных понятий, таких как любовь, природа или «счастье». Суть такого подхода заключается в том, что продвигаются общечеловеческие ценности, которые связаны с брендом, а не с продуктом.
По итогам выступления Тодора Пожарева и состоявшейся дискуссии участники научного семинара сошлись во мнении, что:
- большие языковые модели представляют собой новый инструмент в руках специалистов, подобный «умному» калькулятору;
- очень часто LLM формируются с помощью глубокого обучения на разрозненных, системно неорганизованных данных. Вследствие такого процесса обучения модели LLM ищут по запросам кратчайшие пути к решениям, не вникая в фундаментальные знания рассматриваемой в задаче области. В результате LLM модели могут дать правильный ответ по неправильным причинам или наоборот, дать неправильный ответ, опираясь на правильные данные;
- большие языковые модели являются результатом статистического анализа больших объемов данных и не заменяют интеллект, образование и знания. Напротив, они повышают спрос на них при решении различных задач;
- для того чтобы извлечь максимальную пользу из LLM, в первую очередь требуются не навыки программирования, а глубокие, фундаментальные знания из одной, а лучше из нескольких областей для предварительного обучения с использованием специально формируемых массивах данных.
С докладом «Государственный брендинг и технологии искусственного интеллекта в организациях культурной сферы» на научном семинаре выступил Сергей Марышев, руководитель Центра дистанционного обучения ФГУ. В своем выступлении он отметил, что в последние годы искусственный интеллект (ИИ) нашел применение не только во многих отраслях экономики, но и в сфере культуры и искусства, представил большую серию примеров брендирования в сфере культуры и искусства на государственном уровне, показал, как использование ИИ в сфере искусства позволяет создавать новые удивительные произведения, делает искусство более доступным и интерактивным для широкой публики.
Докладчик также отметил, что одним из самых ярких примеров применения ИИ в культуре стало создание искусственных интеллектуальных художников. Такие «художники», используя нейронные сети, генеративные алгоритмы и другие технологии ИИ, могут создавать уникальные произведения, некоторые из которых выглядят настолько реалистично, что их трудно отличить от рукотворных работ.
В докладе было показано, что ИИ в сфере культуры начинает активно применяться в экспертизе результатов творческой деятельности, для распознавания и анализа стилей искусства. Нейронные сети могут анализировать огромное количество данных о произведениях искусства и использовать эти знания для создания новых произведений, которые соответствуют определенному стилю или эпохе.
При этом докладчик отметил, что одной из основных проблем использования ИИ в культуре и искусстве является опасение, что такие технологии могут заменить реальных художников и искусствоведов. Однако, пока в большинстве случаев ИИ используется для улучшения творческого процесса, а не для его замены. По мнению докладчика, с которым согласились все участники научного семинара, искусство всегда остается продуктом человеческого воображения и творчества, а ИИ может служить лишь инструментом для его расширения и развития.
В докладе было также рассмотрено распоряжение Правительства РФ «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли культуры на период до 2030 года» и обсуждены входящие в него проекты: «Цифровой культурный профиль»; «Цифровая среда управления отраслью культуры»; «Библиотека будущего», которые направлены в т.ч. на создание цифрового культурного профиля, оснащение библиотек современной программно-технической базой. Распоряжением предполагается перевод информсистем учреждений культуры на платформу «ГосТех». В учреждениях культуры также планируется применять технологии промышленного интернета вещей и искусственного интеллекта для распознавания видеопотока, внедрить технологию «личные кабинеты» для пользователей цифровых музеев и галерей.
Большое внимание в докладе и обсуждении проекта «Цифровая среда управления отраслью культуры» было уделено внедрению технологий ИИ, IIoT, big data и систем распределенного реестра. Все они должны применяться для автоматической идентификации посетителей учреждений культуры по видеоизображению, с помощью которого будут выявляться их предпочтения. Предполагается, что создаваемая система будет генерировать для них предложения по посещению схожих учреждений культуры или мероприятий. Кроме того, система будет осуществлять мониторинг состояния зданий и помещений, а также поможет планировать проведение ремонтов и дооснащения технологиями умного дома на основе IIoT.
В дискуссии по итогам рассмотрения представленных докладов приняли участие представители факультета государственного управления – Юрий Петрунин, Марианна Кудина, Светлана Попова, Владислав Бухарин, Павел Кондрашов, Сергей Марышев, Виктор Дудихин. Участники дискуссии сошлись во мнении о необходимости продолжить совместное обсуждение вопросов применения искусственного интеллекта в культуре и искусстве.