15 декабря 2023 года факультет государственного управления совместно с Мастерской управления «Сенеж» провел обучение слушателей по программе дополнительного образования «Формирование лидерских компетенций руководителя для развития человеческого потенциала региона»

Слушателями программы стали руководители центров компетенций субъектов Российской Федерации, принимающих участие в большой образовательной программе Мастерской управления «Сенеж». Образовательная программа факультета государственного управления стала частью модуля «Управление персоналом на государственной службе».

Центральным мероприятием образовательной программы стала лекция декана факультета государственного управления, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Вячеслава Никонова.

Вячеслав Никонов поприветствовал слушателей программы от имени Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, факультета государственного управления МГУ и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и отметил то обстоятельство, что встреча с руководителями региональных центров компетенций проходит в год 30-летия с момента создания факультета и, соответственно, отечественной школы государственного управления.

В своем выступлении Вячеслав Никонов обозначил ключевые проблемы и перспективы обучения государственных и муниципальных служащих. В числе приоритетных задач декан ФГУ назвал формирование и укрепление ценностных и нравственных ориентиров людей, принимающих решения в системе государственного управления. «Нам очень важно, когда мы учим и сами учимся, не забывать о ценностях. Государственное управление это служение, и люди, которые приходят в государственное управление, должны почувствовать это служение. У нас был служилый класс, дворянство, и кодекс чести дворянина — это и был кодекс чести офицера и государственного управленца, потому что служба была либо государственной гражданской, либо военной. И вот этот кодекс чести, достоинство, те ценности, которые есть: совесть, патриотизм, любовь к Отечеству, все это и составляет во многом смысл, который мы должны вкладывать в тех, кого мы учим и какими хотим быть сами. Очень важно ставить серьезные далекоидущие цели, которые и помогут реализовать эти ценности», — отметил Вячеслав Никонов.

Одной из важнейших составляющих эффективной деятельности людей, работающих на государственной и муниципальной службе, Вячеслав Никонов назвал чувство долга, ощущение миссии, стремление работать и служить на благо великой России. «И сейчас очень важно для нас, и Президент Российской Федерации Владимир Путин это подчеркивает во всех своих выступлениях, что надо верить в народ, русский народ. Это значит, что мы сами должны сознавать себя частью этого единого народа и единой цивилизации, нашей, российской. Сколько десятилетий спорили, кто мы: Восток или Запад? <…> Мы — 1/8 часть планеты. И мы это те, кто действительно проложили человечеству дорогу в космос, те, которые уничтожили самого страшного врага в истории человечества — немецкий фашизм. Мы — самодостаточная российская цивилизация, которая связывает пики мирового развития, и культурного, и научного. Мы себя принижали всегда, и от этого самоуничижения нам надо обязательно отказываться. <…> Чувствовать свою востребованность, свою миссию, должен каждый, кто посвятил себя государственному управлению», — заключил Вячеслав Никонов.

После лекции декана ФГУ слушатели программы приняли участие в дебатах на тему «Модель культур», спикерами которых выступили эксперты Мастерской управления «СЕНЕЖ» и Российского союза молодежи: Сергей Бочаров, Анатолий Баляев, Александр Гудиев, Оксана Разумова, Александр Лямин, Сергей Шилин.

Дебаты были направлены на формирование у слушателей как общего понимания, так и операционной модели определения культуры личности потенциального руководителя на государственной гражданской службе на основе представленных спикерами концепций культурного кода человека и его оценки.

Важнейшей частью образовательной программы стал практикум по развитию компетенций руководителя во взаимодействии бизнеса и государства на региональном уровне. В качестве ведущих и экспертов выступили заместитель декана по научной работе факультета государственного управления МГУ Марианна Кудина, руководитель Центра карьеры ФГУ Зоя Тайбер. Главной идеей практикума от экспертов факультета государственного управления было выявление необходимых качеств и компетенций руководителя во взаимодействии университета (науки и образования), бизнеса и государства для формирования инновационной экосистемы в регионе. В качестве представителей бизнеса выступили эксперты ГК «Аквариус», крупнейшего российского разработчика и производителя компьютерной техники и ИТ-решений, системообразующего предприятия радиоэлектронной промышленности в Ивановской и Тверской областях: директор программы кадрового резерва молодых специалистов Андрей Стеблецов, руководитель отдела стажировок Влада Зуева, эксперт по цифровой трансформации Александр Дмитриев. Представители компании «Аквариус» рассказали об успешном опыте реализации инвестиционных и образовательных проектов на территории субъектов Российской Федерации и о важности поддержки инициатив бизнеса со стороны местных, региональных и федеральных органов власти.

По результатам интерактивного опроса участников образовательной программы выявилось, что серьезной проблемой для регионов является недостаточное развитие человеческого потенциала (кадровый голод); приоритетной задачей, с которой сталкивается региональный руководитель, слушатели посчитали поддержку общественно-полезных инициатив малого и среднего бизнеса. В качестве важнейших компетенций руководителя участники программы выбрали системное мышление и видение процессов во взаимосвязи, а также проектное мышление, коммуникативные навыки, умение формировать команды, управлять временем и определять приоритеты.

В завершение образовательной части заместитель декана по научной работе факультета государственного управления Марианна Кудина и заместитель декана по второму высшему и дополнительному образованию Сергей Богданов рассказали слушателям о программах непрерывного образования для государственных служащих в МГУ.

После окончания образовательной части программы все слушатели получили сертификаты МГУ имени М.В.Ломоносова и удостоверения о повышения квалификации от Мастерской управления «Сенеж».

Для слушателей факультет государственного управления организовал экскурсию по территории Московского университета, в ходе которой участники программы прошли путь от Шуваловского корпуса МГУ до Главного здания, узнали об истории Московского университета, архитектуре университетских зданий, исторических личностях, сыгравших важную роль в становлении и развитии Московского университета. В конце экскурсии слушатели сделали памятные фотографии на фоне МГУ и поделились впечатлениями от участия в обучающей программе.