Социологи факультета государственного управления МГУ проанализировали проблемы управления инновационным потенциалом на российских предприятиях. Ученые представили результаты исследования ценностных ориентаций в инновационной деятельности руководителей компаний на примере предприятий литейного производства и металлургии. Исследование показало, что значительная часть респондентов осознают важность инноваций. На их необходимость указывают более 70% опрошенных. Однако анализ результатов показал, что на подавляющем большинстве представленных в исследовании предприятий практически не интересуются идеями сотрудников. Результаты работы опубликованы в журнале «Общественные науки и современность».
Успех инновационной деятельности обусловлен вниманием к обучению и подготовке персонала, инвестициям в развитие человеческого капитала, организации системы передачи знаний, привлечению и удержанию сотрудников с творческим подходом к делу, вовлечению различных групп работников в инновационные процессы, в том числе при поддержке профсоюзов.
Ученые отмечают, что необходимо развивать корпоративные ценности и выстраивать на их основе принципы управления инновациями, направленные на активность всех сотрудников, а также формировать «единый язык инноваций», который станет стержнем корпоративной идеологии, декларируемой во всех корпоративных документах. Участие сотрудников в инновационной деятельности должно стать ценностью и ориентиром не только для их самих, но и для руководства компании. Оно должно видеть в этом новые возможности, преодолевая разрозненность и несогласованность ради общих усилий по развитию конкурентных преимуществ предприятий.
«Инновации представляют собой основной залог выживания компании в условиях жесткой конкуренции в современных условиях. Инновации играют важную роль как в развитии национальной экономики (макроуровень), так и в достижении целей отдельных предприятий (микроуровень). Однако согласно результатам исследования, ценностные ориентации опрошенных руководителей не в полной мере соответствуют интересам инновационного развития предприятий», – сообщил доцент кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ Максим Малышев.
Исследование показало, что значительная часть респондентов осознают важность инноваций. Так, 74% из них указывают на необходимость технологических инноваций. На второе место по важности опрошенные поместили инновации продукции (услуг) (69%), на третье – маркетинговые (59%).
Анализ результатов показал, что на подавляющем большинстве представленных в исследовании предприятий практически не интересуются идеями сотрудников. Так, отвечая на вопрос о формах организации инновационной деятельности в компании, только 11% респондентов выбрали вариант «Конкурс идей». Лишь на 34% предприятий используют такую форму инновационной деятельности, как генерация идей и рационализаторских предложений, на 31% – экспертизу идей и предложений.
Противоречивость заметна в ответах на вопрос о том, какие качества руководители высшего звена ценят в подчиненных. Так, 83% отмечают профессионализм, 59% – ответственность, 51% – честность. Также большое количество голосов набрали: непритязательность (36%), послушание и исполнительность (34%), самостоятельность (31%), умение не доставлять хлопоты и проблемы руководству (30%). В то же время такие важные для инновационной деятельности качества, как творчество и креативность (13%), командность (13%), открытость новому (11%) и лидерские способности (3%) менее востребованы.
По результатам можно предположить, что инновационные ценности не являются приоритетными для руководителей: они не доминируют, наблюдаются некоторые противоречия в структуре ценностей. Так, отвечая на вопрос, что более всего они ценят в сотрудниках, большинство из них отметили следующие пункты: персональная ответственность (69%), креативность (63%), сотрудничество и работа в команде (56%). В то же время за качества, значимые для инновационного развития, проголосовало гораздо меньше участников: открытость новому (16%), ориентация на долгосрочную перспективу (17%), проактивность и действия на опережение (21%), непрерывное профессиональное и личностное развитие (34%), доверие (36%).
«Главный вывод статьи состоит в том, что ценности и ценностные ориентации отвечают за направленность развития индивида, отражают характеристики его личности и определяют его поведение. Ранее они не были предметом исследований общественных наук в СССР и России, однако в настоящее время эта тема приобретает особую важность и актуальность», – пояснил Максим Малышев.
Исследование проводилось в соответствии с соглашением о сотрудничестве между МГУ и РАНХиГС.
Данная работа продолжила изучение инновационных ценностей руководителей в экономике знаний, проведенное в 2011–2012 гг. В исследованиях подняты проблемы инновационного развития современных предприятий в контексте анализа ценностных ориентаций. Главный результат работы заключается в том, что статья содержит ценный фактологический материал, который может быть использован научным сообществом в исследованиях проблемы управления инновационным потенциалом на предприятиях. При этом ученые МГУ, ссылаясь на опыт японских ученых, подчеркивают, что одним из ведущих принципов управления современными предприятиями должна стать целенаправленная поддержка и стимулирование сотрудников к инновационной деятельности.
2022-2031 годы объявлены в России Десятилетием науки и технологий. Среди задач тематического Десятилетия – привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, а также повышение доступности информации о достижениях отечественных ученых и перспективах развития науки в стране.