Приём заявок: ведётся
Начало обучения: март 2025 г.

Общая характеристика программы
Программа носит междисциплинарный характер на стыке стратегического и финансового менеджмента, а также маркетинга и управления проектами. В программу включены учебные дисциплины по искусственному интеллекту и поведенческой экономики.
Слушатели, успешно завершившие обучение по программе, получают диплом МГУ имени М.В.Ломоносова о профессиональной переподготовке.
Цель программы
Формирование у слушателей системного мышления, позволяющего разрабатывать и воплощать на практике стратегию развития компании с учетом маркетинговых и финансовых аспектов ее деятельности. Полученные знания помогут слушателям принимать обоснованные управленческие решения, оценивать эффективность их реализации и прогнозировать поведение компании и персонала в разнообразных хозяйственных ситуациях. Все разделы программы содержат кейсы, деловые игры и экономические эксперименты.
Задачи программы
- приобретение навыков разработки стратегических направлений развития бизнеса, управления маркетингом и продажами в компании;
- ознакомление с современными управленческими концепциями и инструментами, применяемыми в маркетинговой и финансовой бизнес-аналитике;
- приобретение практического опыта использования инструментария для анализа эффективности деятельности компании.
Содержание программы
Никонов В.А. Вводная лекция декана, д.и.н. — Лидерство в современной политике и бизнесе
Раздел I. Стратегический менеджмент и маркетинг
1. Управленческие решения (д.э.н., проф. Осипов В.С.)
- Управленческое решение как продукт труда менеджера;
- Уровни принятия управленческих решений;
- Виды управленческих решений;
- Структурный анализ компании;
- Внешняя и внутренняя среда компании;
- Жизненный цикл продукта и компании.
2. Инновации в бизнесе (д.э.н., проф. Кудина М.В.)
- Типы инноваций;
- Основы управления инновациями;
- Этапы инновационного процесса;
- Разработка стратегии инноваций;
- Экосистемы инноваций.
3. Бизнес как искусство (к.и.н. Богданов С.В., асс. Тимчак К.Н.)
- Механизмы и направления взаимодействия искусства и бизнеса;
- Искусство как инструмент развития креативного мышления;
- Креативная экономика;
- Искусство как бизнес;
- Сторителлинг в бизнесе.
4. Управление программами и проектами (к.э.н., доц. Ленков И.Н.)
- Управление проектами: основы, структура, PMBOK;
- Гибкие методы управления проектами;
- Глобальные тенденции и их отражение в практике проектов;
- Управление стейкхолдерами;
- Управление рисками;
- Финансирование международных проектов;
- Управление проектами в логистике;
- Оценка эффективности проекта.
5. Управление внешнеэкономической деятельностью (д.б.н., проф. Сенотрусова С.В.)
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: методы и инструменты;
- Организационные формы международной торговли. Международные товарные номенклатуры;
- Тарифные льготы и преференции. Страна происхождения товара;
- Пограничное налогообложение во внешнеэкономической деятельности;
- Таможенная стоимость и методы ее определения;
- Интеллектуальная собственность. Способы распоряжения исключительным правом;
- Международная логистика. Базисные условия поставки;
6. Стратегический менеджмент и управление маркетингом в компании (д.э.н., проф. Осипов В.С., д.э.н., проф. Толстых, Т.О., к.э.н., доц. Ленков И.Н, к.э.н., доц. Сухарева М.А., д.ю.н., проф. Лексин И.В., к.ю.н., доц. Попова С.С.)
- Современная роль маркетинга в компании. Процесс маркетингового управления компанией;
- Управление отношениями с покупателями;
- Стратегическое и операционное маркетинговое планирование;
- Оценка эффективности маркетинга на предприятии;
- Организация маркетинга на предприятии;
- Управление продуктом;
- Философия, миссия, стратегия компании;
- Маркетинг как корпоративная управленческая концепция в условиях цифровой экономики и экономики впечатлений. Уровни принятия маркетинговых решений;
- Маркетинговые решения по обеспечению роста компании;
- Маркетинговые решения по обоснованию конкурентных преимуществ компании на рынке;
- Исследование возможностей развития компании – оценка маркетинговой среды компании;
- Правовые основы бизнеса;
- Юридическая ответственность в бизнесе;
- Корпоративные нарушения и механизмы их предотвращения;
- Практика разрешения споров.
7. Операционная эффективность и конкурентоспособность бизнеса (д.э.н., проф. Осипов В.С., д.б.н., проф. Сенотрусова С.В., к.э.н., доц. Чурзина И.В.)
- Бизнес как система;
- Управление затратами;
- Операционный анализ как инструмент управления компанией. Однопродуктовый и многопродуктовый подходы;
- Новое в налогообложении бизнеса;
- Сущность конкурентоспособности. Философия конкурентоспособности;
- Пирамида конкурентоспособности;
- Управление цепочкой ценности;
- Проект оценки и повышения конкурентоспособности бизнеса.
Раздел II. Финансовый менеджмент
8. Управленческий учёт и анализ (д.э.н., проф., Бобылева А.З., д.э.н., проф. Львова О.А.)
- Сущность и содержание управленческого учета, его предмет и метод;
- Баланс, счета и двойная запись;
- Организация управленческого учета и основы финансовой отчетности;
- Финансовая отчетность как источник информации при анализе компании;
- Анализ структуры баланса и его динамики;
- Поток денежных средств компании как объект финансового анализа;
- Методы и приемы анализа финансовой отчетности;
- Абсолютные и относительные показатели финансового состояния. Финансово-экономический анализ.
Раздел III. Поведенческие инструменты управления и искусственный интеллект
9. Поведенческая экономика (д.э.н., проф. Осипов В.С.)
- Поведенческая экономика. Две системы мышления. Психология в бизнесе;
- Методы принятия решений. Поведенческая теория личности;
- Теория перспектив. Теория справедливости;
- Эффекты поведенческой экономики в практике управления компанией;
- Иррациональный оптимизм;
- Сигналы и барьеры рынка: реальные новости и малозначимые факторы (шумы).
10. Цифровые технологии и искусственный интеллект в бизнесе (к.т.н. Кондрашов П.Е., к.т.н. Дудихин В.В., асс. Марышев С.А.)
- Идея искусственного интеллекта;
- Возможности искусственного интеллекта для повышения эффективности бизнеса;
- Угрозы и возможности искусственного интеллекта.
11. Анализ сложных социально-экономических систем (д.т.н., проф. Ильин Н.И., Лысенко В.В., к.э.н., доц. Алешковский И.А., к.б.н., доц. Андреев А.И.)
- Управление проектами в сложных социально-экономических системах;
- Идеология цифровых двойников компании, ежедневный мониторинг;
- Анализ глобальных проблем ведения бизнеса;
- Антикризисный менеджмент в условиях санкций.
Руководители программы
![]() | Владимир Осипов, заведующий кафедрой мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, доктор экономических наук, профессор |
Преподаватели программы
Преподаватели всех дисциплин имеют ученую степень кандидата или доктора наук. Многие из них читают свои курсы на программах профессиональной переподготовки и МВА РЭУ им. Г.В. Плеханова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС),МГУ им. М.В. Ломоносова.
Преподаватели Программы принимали участие в реализации множества научно-исследовательских работ (НИР), являются авторами многочисленных учебников, пособий и монографий по проблемам маркетинга и финансов, некоторые из них выступают в качестве экспертов в СМИ.
Требования к слушателям, поступающим на обучение по программе
Поступающий на обучение слушатель должен иметь диплом о высшем профессиональном образовании либо обучаться на выпускном курсе образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Форма обучения: очно-заочная
Трудоёмкость программы: общая трудоемкость обучения – 474 час., в т.ч. 316 час. ауд. работа (158 час. лекций и 158 час. практич. занятий), 158 час. – самостоятельная работа
Стоимость обучения: 180 тыс. рублей (возможна оплата по частям)
Выдаваемый документ: диплом о профессиональной переподготовке
Заявления на обучение принимаются как от физических лиц, так и от организаций (государственных, коммерческих и некоммерческих)

КОНТАКТЫ
Заместитель декана по второму высшему и дополнительному образованию
Богданов Сергей Викторович
E-mail: Bogdanov@spa.msu.ru
Руководитель программы
Осипов Владимир Сергеевич
Заведующий кафедрой мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, профессор
тел.: +7 (495) 930-85-49
E-mail: vs.ossipov@spa.msu.ru
Кабинет Е-713
Менеджеры программ дополнительного образования
Шапран Дарья Геннадьевна
E-mail: ShapranDG@spa.msu.ru
Кабинет А-817
Кущенко Злата Геннадьевна
E-mail: KushchenkoZG@spa.msu.ru
Кабинет А-817
Инспекторы отдела дополнительного образования
Алисултанова Заира Магомедовна
Тел.: +7 (495) 930-85-69
E-mail: DPO@spa.msu.ru
Кабинет Г-720