Диссертационные советы

В Московском университете функционируют диссертационные советы по всем научным специальностям, в соответствии с которыми на факультете государственного управления осуществляется подготовка диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Диссертационные советы МГУ, открытые по ходатайству ФГУ

ШифрПредседательНаучные специальности ФГУПредставители ФГУ
МГУ.052.8Никонов В.А. 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (региональная экономика) (экономические науки)
5.2.7. Государственное и муниципальное управление (исторические науки)
5.2.7. Государственное и муниципальное управление (социологические науки)
5.2.7. Государственное и муниципальное управление (экономические науки)
Никонов В.А. (пред.)
Воронов А.С. (зам. пред.)
Григорьева Н.С. (зам. пред.)
Сидоров А.В. (зам. пред.)
Халуторных О.Н. (уч. секр.)
Бобылева А.З.
Кудина М.В.
Купцова И.В.
Леонтьев Я.В.
Леонтьева Л.С.
Лившин А.Я.
Наумов А.О.
Орлова Л.Н.
Осипов Е.М.
Петрунин Ю.Ю.
Соловьев К.А.
МГУ.052.3Глазьев С.Ю. 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (экономические науки):
– экономика промышленности;
– экономика агропромышленного комплекса (АПК);
– экономическая безопасность
Глазьев С.Ю. (пред.)
Осипов В.С. (зам. пред.)
Воронов А.С. (уч. секр.)
Купряшин Г.Л.
Львова О.А.
Митина Н.Н.
Сажина М.А.
Сенотрусова С.В.
МГУ.054.2Григорьева Н.С.5.4.2. Экономическая социология (экономические науки)
5.4.5. Политическая социология (политические науки)
5.4.7. Социология управления (социологические науки)
Григорьева Н.С. (пред.) 
Орлова Л.Н. (зам. пред.) 
Пугачев В.П. (зам. пред.) 
Судас Л.Г. (зам. пред.) 
Батоврина Е.В. (уч. секр.) 
Зуб А.Т.
Осипов Е.М.
Петрунин Ю.Ю.
Чубарова Т.В.
Информация по состоянию на 01.11.2025. Актуальная информация доступна на Портале Диссовет 2.0

Диссертационные советы МГУ, функционирующие при участии профессорско-преподавательского состава ФГУ

ШифрПредседательНаучные специальности ФГУПредставители ФГУ
МГУ.051.4Волков Г.А.5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки (юридические науки)Ишеков К.А.
Лексин И.В.
МГУ.052.1Дубинин С.К.Бобылева А.З. (зам. пред.)
МГУ.052.4Калабихина И.Е.Чубарова Т.В.
МГУ.052.7Иващенко Н.П.5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (экономические науки):
– маркетинг;
– экономика инноваций
5.2.6. Менеджмент (экономические науки)
Кудина М.В. (зам. пред.)
Леонтьева Л.С.
МГУ.054.1
Акаев А.А.
5.4.7. Социология управления (социологические науки)Осипов В.С.
Сенотрусова С.В.
Толстых Т.О.
МГУ.055.1Якунин В.И.5.5.2. Политические институты, процессы, технологии (политические науки)
5.5.3. Государственное управление и отраслевые политики (политические науки)
Соловьев А.И. (зам. пред.)
Михайлова О.В.
Пушкарева Г.В.
МГУ.056.1Андреев Д.А.5.6.1. Отечественная история (исторические науки)Полунов А.Ю. (зам. пред.)
Леонтьев Я.В.
Лившин А.Я.
Сидоров А.В. 
Информация по состоянию на 01.11.2025. Актуальная информация доступна на Портале Диссовет 2.0

Портал Аттестационной комиссии и диссертационных советов МГУ (Портал Диссовет 2.0) содержит информацию о диссертационных советах МГУ, прошедших и будущих защитах диссертаций, а также нормативные документы.

Основные положения, регулирующие процедуры представления диссертации соискателем ученой степени в диссертационный совет МГУ и ее защиты, содержатся в следующих документах:

критерии, которым должны соответствовать диссертация и научные публикации соискателя – раздел 2 Положения о присуждении ученых степеней в МГУ имени М.В.Ломоносова (далее – Положение о присуждении ученых степеней);

требования к содержанию и оформлению диссертации и автореферата, к заключению по диссертации, к официальным оппонентам и их отзывам, основания для отказа в приеме диссертации к защите и др. – раздел 3 Положения о присуждении ученых степеней;

представление диссертации и документов к рассмотрению диссертационным советом, прием диссертации к защите – раздел 4 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук МГУ имени М.В.Ломоносова (далее – Положение о диссертационном совете);

процедура защиты диссертации – разделы 6 и 7 Положения о диссертационном совете.

В общем виде «дорожная карта» соискателя ученой степени состоит из следующих шагов:

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ В ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ

Перечень документов, которые должен предоставить соискатель ученому секретарю диссертационного совета для принятия диссертации к рассмотрению, установлен п. 4.1 Положения о диссертационном совете. Некоторые документы должны быть оформлены по установленным образцам – найти их можно в разделе «Образцы документов».

Комплект документов включает в себя следующее:

1) Диссертация и черновик (проект) автореферата – на бумажном носителе и в электронном виде

Диссертация должна соответствовать пп. 2.1, 2.2, 2.5, 3.1 Положения о присуждении ученых степеней; титульный лист оформляется согласно Приложению № 8 к Положению о диссертационном совете; применяются правила оформления ссылок на собственные ранее опубликованные работы.

Автореферат должен соответствовать п. 3.8 Положения о присуждении ученых степеней; обложка оформляется согласно Приложению № 9 к Положению о диссертационном совете; установлены требования к оформлению последнего раздела автореферата.

При оформлении диссертации и автореферата также следует руководствоваться национальными стандартами:

ГОСТ Р 7.0.11-2011 СИБИД. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления. Содержит требования к структуре и основные правила оформления диссертаций и авторефератов. Для краткой справки также полезны Приложение А и Приложение Б;

ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Описаны требования к оформлению подстрочных ссылок на источники. Приложение А содержит примеры библиографических ссылок;

ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Описаны правила оформления источников в списке литературы. Приложение А содержит примеры таких библиографических записей;

ГОСТ 2.105-95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. Здесь в том числе содержатся требования к оформлению формул, приложений, рисунков и таблиц, а также примечаний к ним, в которых следует указывать ссылки на использованные источники. Следует обратить внимание на правила нумерации объектов в тексте.

Также всегда полезно посмотреть, как оформлены последние защищенные диссертации и их авторефераты в совете, в который соискатель планирует представить свою диссертацию.

В последнем разделе автореферата приводятся сведения о работах автора, опубликованных по теме диссертации. Требования к изданиям, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации, а также количество обязательных публикаций установлены пп. 2.3, 2.4 Положения о присуждении ученых степеней.

Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях, индексируемых в базе Ядра РИНЦ, и/или в изданиях из Списка МГУ (раздел «Издания для защиты в МГУ»), и/или включенных в Перечень ВАК, текущие номера которых или их переводные версии вошли в одну из иных международных реферативных баз данных и систем цитирования (PubMed, MathSciNet, zbMATH, Chemical Abstracts, Springer, GeoRef).

Количество таких публикаций для соискателя ученой степени кандидата наук – в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук – не менее четырех; в остальных областях – не менее трех; для соискателя ученой степени доктора наукне менее пятнадцати.

При этом одна научная монография, подготовленная без соавторов и изданная по материалам представленной к рассмотрению диссертации на соискание ученой степени доктора наук в научном рецензируемом издательстве, на рукопись которой имеются рецензии не менее двух докторов наук, может быть приравнена диссертационным советом не более чем к двум требуемым публикациям.

Также к публикациям могут быть приравнены патенты, свидетельства о государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и т.п., подробнее об этом см. п. 2.4 Положения о присуждении ученых степеней.

2) Заявление соискателя (Приложение № 5 к Положению о диссертационном совете)

3) Согласие на обработку персональных данных (Приложение № 6 к Положению о диссертационном совете)

4) Документы, удостоверяющие личность и идентификационные данные соискателя, – копии сдаются в совет:

для граждан РФ: паспорт гражданина РФ (копия основного разворота – страниц 2 и 3), свидетельства СНИЛС и ИНН;

для иностранных граждан:

национальный паспорт, документ миграционного учета или виза;

если основной разворот паспорта не содержит написания ФИО на русском языке, прилагается его официальный перевод;

если иностранный гражданин находится в РФ на основании выданной ему визы, прилагается копия страницы с визой РФ;

для лиц без гражданства: удостоверение личности без гражданства;

для всех:

документ, в котором зафиксировано написание ФИО соискателя на латинице (например, заграничный паспорт и копия его основного разворота), либо заявление о написании ФИО соискателя латиницей;

в случае изменения соискателем ФИО – документы, подтверждающие такое изменение (например, свидетельство о заключении/расторжении брака, свидетельство о перемене имени).

5) Положительное заключение по диссертации (и дополнительное заключение по итогам рассмотрения диссертации подразделением МГУ на основании личного заявления соискателя, подготовившего диссертацию не в МГУ – при наличии)

Порядок оформления заключений по диссертации установлен п. 3.2 Положения о присуждении ученых степеней.

Форма заключения по диссертации, выдаваемого в МГУ, содержится в разделе «Образцы документов».

Заключение по диссертации является действительным для приема диссертационным советом МГУ в течение трех лет со дня его утверждения.

6) Экспертное заключение о возможности открытого опубликования рукописи диссертации и автореферата

Подробнее см. пп. «н» п. 4.1 Положения о диссертационном совете.

7) Для соискателей ученой степени кандидата наук:

1) документ о высшем образовании и его копия, заверенная в установленном порядке (документ МГУ может быть заверен в выдавшем его структурном подразделении, документ внешней организации заверяется нотариально):

диплом специалиста, или

диплом магистра, или

диплом об окончании аспирантуры.

2) документ, подтверждающий сдачу кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальности(-ям):

приложение к диплому об окончании аспирантуры, или

свидетельство об окончании аспирантуры, или

справка о сдаче кандидатских экзаменов – если соискатель не имеет документа об окончании аспирантуры, а также если специальность (и/или вторая специальность – при наличии) диссертации отличается от специальности, по которой был сдан кандидатский экзамен, указанный в документе об окончании аспирантуры;

3) отзыв научного(-ых) руководителя(-ей) и отзыв научного консультанта (при наличии консультанта)*.

7) Для соискателей ученой степени доктора наук:

1) диплом кандидата наук и его копия, заверенная в установленном порядке (документ МГУ может быть заверен в структурном подразделении, документ внешней организации заверяется нотариально);

2) отзыв научного консультанта (при наличии консультанта)*

*В отзыве оцениваются: актуальность избранной темы, степень обоснованности положений, выносимых на защиту, научных выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, их достоверность и новизна, дается заключение о соответствии диссертации критериям, установленным Положением о присуждении ученых степеней.

В результирующей части, как правило, указывается, что диссертация может быть рекомендована к защите в диссертационном совете МГУ. Оценка того, заслуживает ли автор диссертации присуждения ученой степени, в отзывах научных руководителей (консультантов) не допускается.

Отзыв датируется и подписывается научным руководителем (консультантом) и заверяется печатью структурного подразделения МГУ / внешней организации.

8) Дополнительные документы – при наличии (например, справки/акты о внедрении результатов диссертационного исследования)

2. РАССМОТРЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ СОВЕТОМ И ПРИНЯТИЕ К ЗАЩИТЕ

1) Диссертация соискателя, предоставившего в совет полный комплект документов, передается комиссии совета на предварительное рассмотрение в том числе на предмет:

соответствия темы и содержания диссертации научной(-ым) специальности(-ям) совета;

полноты изложения и апробации материалов диссертации в обязательных публикациях соискателя;

отсутствия в диссертации некорректных заимствований (плагиата).

2) По завершении рассмотрения диссертации назначается заседание совета, на котором принимается решение о принятии диссертации к защите или об отказе в приеме

При приеме диссертации к защите диссертационный совет:

утверждает кандидатуры официальных оппонентов, давших на это свое письменное согласие, включающее согласие на обработку персональных данных (Приложение № 7 к Положению о диссертационном совете);

назначает дату защиты;

принимает решение о размещении полных текстов диссертации и автореферата диссертации на Портале Диссовет 2.0;

утверждает текст автореферата на правах рукописи;

определяет перечень организаций для рассылки автореферата, включая организации, указанные в Приложении № 10 к Положению о диссертационном совете;

принимает решение о введении на одно заседание в состав диссертационного совета дополнительных членов при проведении защиты диссертации в случаях, установленных пунктом 3.5 Положения о присуждении ученых степеней.

3) После заседания по приему диссертации к защите и до заседания по ее защите:

на Портале Диссовет 2.0 советом публикуется объявление о публичной защите, в открытом доступе размещаются диссертация, автореферат, отзыв(-ы) научного(-ых) руководителя(-ей) / научного консультанта и сведения о нем(них);

осуществляются типографская печать и рассылка автореферата по утвержденному списку в обязательные организации, членам совета и оппонентам, в дополнительные организации;

экземпляр сшитой в твердый переплет диссертации и экземпляр автореферата передаются в Научную библиотеку МГУ;

автореферат диссертации в электронном виде направляется в Российскую государственную библиотеку;

отзывы на диссертацию от оппонентов (шаблон отзыва – в разделе «Образцы документов») и дополнительные отзывы на автореферат и/или диссертацию поступают в диссертационный совет и размещаются на Портале Диссовет 2.0;

соискатель готовится к защите – готовит доклад, презентацию, ответы на замечания оппонентов и рецензентов, заключительное (благодарственное) слово.

3. ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ

Процедура защиты включает в себя следующие этапы:

1) выступление соискателя с докладом по основному содержанию и положениям диссертации;

2) ответы соискателя на вопросы членов совета по диссертации;

3) выступление научного руководителя (консультанта);

4) оглашение заключения по диссертации;

5) оглашение дополнительных отзывов на автореферат и/или диссертацию, ответы соискателя на замечания из отзывов;

6) выступления оппонентов и ответы соискателя на их замечания по диссертации;

7) научная дискуссия;

8) заключительное слово соискателя;

9) тайное голосование по вопросу присуждения ученой степени и оглашение его результатов;

10) при положительной защите: открытое голосование совета по вопросу принятия заключения совета по диссертации.

4. ПОСЛЕ ЗАЩИТЫ

В течение 30 дней после защиты:

1) передача экземпляра диссертации в Российскую государственную библиотеку;

2) формирование советом аттестационного дела соискателя и передача его в Аттестационную комиссию МГУ.

Далее – рассмотрение аттестационного дела экспертной комиссией, Аттестационной комиссией МГУ.

При положительном заключении Аттестационной комиссии МГУ и решении о выдаче диплома – подготовка и выдача диплома доктора / кандидата наук.