Направление «Государственное и муниципальное управление»
Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов для занятия должностей в органах, обеспечивающих деятельность Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, высших судов, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, высших должностных субъектов РФ, правительств и администраций субъектов РФ, а также представительных органов и глав муниципальных районов и городских округов.
В основу программы положен накопленный на факультете государственного управления МГУ опыт преподавания профильных дисциплин ведущими российскими специалистами в данной области.
Руководители магистерской программы – доктор экономических наук, доцент кафедры экономики инновационного развития А.С. Воронов; доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой правовых основ управления И.В. Лексин
Обучение ведется на русском языке. Срок освоения программы – 2 года.
Программа реализуется согласно направленности (профилю) основной профессиональной образовательной программы высшего образования, реализуемой по схеме двухлетней подготовки магистров в соответствии с самостоятельно устанавливаемым стандартом МГУ имени М.В.Ломоносова по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».
Квалификация (степень) «магистр»
Выпускники программы готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
- Организационно-управленческой
осуществление стратегического управления в интересах общества и государства, включая постановку общественно значимых целей, формирование условий их достижения, организацию работы для получения максимально возможных результатов; анализ состояния экономики отраслей бюджетного сектора, отдельных организаций, определение экономических последствий подготавливаемых или принятых решений; проведение кадровой политики и кадрового аудита, формирование коллектива и организацию коллективной работы, умение максимально использовать кадровый потенциал, мотивируя и развивая кадры с целью обеспечения наибольшей результативности их труда; улучшение деятельности сотрудников организации на основе личного примера, умения обучаться и совершенствовать работу с учетом опыта и новых идей, проявления лидерских качеств, умения принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь, оценивать последствия исполнения решений; организация взаимодействия с внешней средой (другими государственными и муниципальными органами, организациями, гражданами. - Административно-технологической
применение законодательства, нормативно-правовых процедур в административной деятельности, в том числе подготовка проектов нормативных правовых актов, их технико-экономическое обоснование; оптимизация деловых процессов, ведение документооборота и деловой переписки с гражданами и внешними организациями, в том числе на иностранном языке. - Консультационной и информационно-аналитической
консультирование государственных, некоммерческих и хозяйственных организаций; формирование баз данных, оценка их полноты и качества, применение этих данных для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций; разработка административных регламентов, проектов должностных регламентов государственных и муниципальных служащих, должностных обязанностей сотрудников организаций. - Проектной
составление прогнозов развития организаций, учреждений и отдельных отраслей и предприятий, регионов (с учетом имеющихся социальных, экологических проблем, соблюдения требований безопасности); разработка программ социально-экономического развития федерального, регионального и местного уровня; обоснование и анализ исполнения социальных и экономических программ с использованием методов проектного анализа; разработка технико-экономического обоснования и определение вероятной эффективности инвестиционных проектов, в том числе и в социальной сфере. - Научно-исследовательской и педагогической деятельности
участие в научно-исследовательских работах по проблемам государственного и муниципального управления, подготовка обзоров и аналитических исследований по отдельным темам направления подготовки; подготовка и апробация отдельных образовательных программ и курсов, представление результатов исследований для других специалистов.
Дисциплины магистерской программы «Организация деятельности высших органов публичной власти»
Наименование дисциплины | Формируемые компетенции |
Дисциплины базовой части направления «Государственное и муниципальное управление» | · способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности (ОПК-1);
· готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач в области профессиональной деятельности (ОПК-2); · готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3) · владение технологиями управления персоналом, обладание умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач (ПК-1); · владение организационными способностями, умение находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях (ПК-2); · способность планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями (ПК-3); · владение способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления (ПК-4); · владение современным методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а так же методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-5); · способность понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции (ПК-6); · способность разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля (ПК-7); · владение принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности (ПК-8); · владение навыками использования инструментов экономической политики (ПК-9); · способность вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу (ПК-10); · способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников (ПК-11); · способность использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач (ПК-12); · способность критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза (ПК-13); · способность систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-14); · способность выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации (ПК-15); · способность к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-16); · способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-17); · владение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-18); · владение методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-19); · владение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-20). |
История, философия и методология управления | |
Экономика общественного сектора | |
Современная теория и технологии государственного управления | |
Правовые аспекты государственного и муниципального управления | |
Актуальные вопросы практики государственного и муниципального управления | |
Информационно-аналитическое обеспечение государственного и муниципального управления | |
Кадровая политика и кадровый аудит | |
Иностранный язык для делового общения | |
Дисциплины вариативной части направления «Государственное и муниципальное управление» | |
Макроэкономическая политика | |
Инновационная экономика | |
Управление государственными программами | |
Стратегическое планирование | |
Курс на иностранном языке | |
Обязательные дисциплины магистерской программы «Организация деятельности высших органов публичной власти»
|
· обладать знанием институциональных принципов организации высших органов публичной власти, специфики и инструментов организации деятельности высших органов публичной власти (М-ПК-1);
· обладать знаниями об современной нормативно-правовой базе деятельности высших органов публичной власти и умением применять положения законодательства Российской Федерации в организации деятельности высших органов публичной власти (М-ПК-2); · обладать умением оценивать правомерность принятия государственных решений с позиции законодательства и принимать меры по их защите (М-ПК-3); · обладать набором поведенческих, коммуникативных и речевых навыков, необходимых для работы в аппаратах высших органах публичной власти (М-ПК-4); · обладать навыками проведения аналитической работы с целью принятия эффективных управленческих решений в высших органах публичной власти (М-ПК-5); · обладать навыками взаимодействия с потенциальными институциональными партнерами (М-ПК-6); · владеть навыками использования искусственного интеллекта в государственном и муниципальном управлении (М-ПК-7); · обладать умением использовать знания о концептуальных основах реализации государственной политики в различных сферах для повышения эффективности профессиональной деятельности в высших органах публичной власти (М-ПК-8); · обладать навыками принятия эффективных управленческих решений, направленных на сглаживание и преодоление кризисных явлений (М-ПК-9).
|
Институт главы государства и организация исполнительной власти | |
Парламентаризм и законотворческий процесс | |
Судоустройство и судопроизводство | |
Федерализм и центр-периферийные отношения | |
Избирательная система и избирательный процесс | |
Правовое регулирование служебных отношений | |
Принятие и реализация государственных решений | |
Искусственный интеллект в государственном и муниципальном управлении | |
Государственная антикоррупционная политика | |
Примерный перечень дисциплин по выбору магистерской программы «Организация деятельности высших органов публичной власти» | |
Легитимация государственной власти в России
Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах Международное публичное право Политический анализ История развития высших органов публичной власти в России Политические партии в Российской Федерации Управление государственной и муниципальной собственностью Организация предоставления государственных и муниципальных услуг Порядок взаимодействия органов публичной власти Государственная национальная политика Российской Федерации Современные механизмы регулирования межэтнических и государственно-конфессиональных отношений Публичная дипломатия Бюджетное право и бюджетный процесс Налоговое право Российской Федерации Политико-административные сети в государственном управлении Государственное финансовое планирование и бюджетирование Мониторинг законодательства и правоприменительной практики Оценка регулирующего воздействия нормативных актов Финансирование приоритетных национальных проектов Финансовый менеджмент в органах публичной власти Современная практика государственно-частного партнерства Политика обеспечения обороноспособности государства Управление деятельностью спецслужб и силовых ведомств |