Научное мероприятие было организовано юридическим факультетом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Московским отделением Ассоциации юристов России и проходило 19-20 мая 2021 г. в дистанционном формате.
Работа форума осуществлялась по следующим тематическим направлениям:
- Государственно-частное партнерство: инфраструктурные инвестиции в фокусе управленческих процедур
- Антимонопольный баланс государственного регулятора и эффективность рыночных механизмов
- Право на свободу собраний в эпоху цифровизации
- Образовательная и просветительская деятельность: о границах административного регулирования духовной сферы жизни общества
- Пределы свободы медиа-платформ: этика интернета или новое право корпораций
- Новый этап противодействия коррупции в России: антикоррупционные стандарты и конституционализация административных инструментов комплаенса в части противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем
- Административный процесс в поисках гибких форматов: электронное досудебное обжалование и ведомственная дифференциация административных процедур.
В рамках секции «Пределы свободы медиа-платформ: этика Интернета или новое право корпораций»с докладом на тему «Размещение информации в «сетевых изданиях»: взаимосвязь этических проблем с юридико-техническими» выступил доктор юридических наук, заведующий кафедрой правовых основ управления Иван Владимирович Лексин. Докладчик отметил продолжающееся отставание законодательных формул от технологического развития. Искусственные аналогии между оборотом информации в печатной и электронной формах, допустимые в быту, чреваты появлением искаженных конструкций правоотношений. Это в свою очередь влечет некорректную квалификацию деяний и сомнения в обоснованности применения мер административного, а также уголовного принуждения. В докладе было предложено реконструировать формулировки составов наказуемых деяний, связанных с оборотом информации в сети Интернет, и диверсифицировать деяния, ныне обобщенно ассоциируемые с распространением сведений (а равно наказания за их совершение), в зависимости не только от характера информации, мотивов и целей нарушителя, видовой принадлежности последнего, а также третьих лиц, задействованных в совершении деяний, характера последствий совершения деяния, но и от характера самих технических манипуляций, совершаемых нарушителем.
Доктор юридических наук, доцент кафедры правовых основ управления Константин Анатольевич Ишеков, будучи модератором секции «Новый этап противодействия коррупции в России: антикоррупционные стандарты и конституционализация административных инструментов комплаенса в части противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем», отметил междисциплинарный характер рассматриваемой проблематики и выступил с сообщением на тему «Антикоррупционная политика Российского государства в свете конституционной реформы 2020 г.». Было отмечено, что противодействие коррупции не является исключительной сферой исследовательского интереса какой-либо одной отрасли права, более того данная сфера выходит за пределы правового регулирования отдельных государств. Антикоррупционные стандарты базируются как на международно-правовых источниках, так и на внутригосударственном законодательстве отдельных государств. В России новый импульс развития антикоррупционного законодательства был получен в связи с внесением поправок в Конституцию РФ. Вместе с тем становится очевидным, что действующее антикоррупционное законодательство не охватывает всех аспектов противодействия коррупции и нуждается в систематизации. В качестве такого ориентира для развития правовых основ борьбы с коррупцией мог бы стать Федеральный закон «О противодействии коррупции» после его корректировки и доработки.
Также на данной секции был представлен доклад кандидата юридических наук, доцента кафедры правовых основ управления Светланы Сергеевны Поповой на тему «Прекращение полномочий должностного лица в связи с утратой доверия».
Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры правовых основ управления Георгий Владимирович Трубилов выступил с докладом «Некоторые правовые проблемы цифровизации контрольно-надзорной деятельности». В докладе он проанализировал преимущества и недостатки с точки зрения закрепления цифровизации контрольно-надзорной деятельности Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», предусматривающего создание единых информационных систем в данной сфере, но распространяющего своё регулирование не на все виды контроля и надзора. Г.В. Трубилов также перечислил возникающие коллизии между нормами данного закона и нормами Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части рассмотрения электронных жалоб граждан и организаций, служащих основанием для проведения проверочных мероприятий, предложив пути решения таких коллизий.