Руководителем секции выступила заведующая кафедрой иностранных языков, д.п.н., доцент Светлана Кащук.
В рамках секционного заседания были обсуждены вопросы функционирования языков в современном цифровом пространстве, а также представлены современные подходы в области теории и методики обучения иностранным языкам студентов ФГУ на основе постановки коммуникативных задач, требующих для их разрешения использования как языковых, так и общих компетенций будущих специалистов в области государственного управления.
В докладе Марии Вершининой, к.ф.н., доцента кафедры ИЯ, «Разработка и реализация проекта по обучению мягким навыкам на английском языке со студентами отделения «Управление персоналом» был затронут вопрос необходимости обучения студентов отделения «Управление персоналом» мягким навыкам, а также были рассмотрены этапы разработки и реализации групповых проектов в данном направлении на занятиях по английскому языку. Мария Игоревна привела примеры готовых проектов и проанализировала преимущества проектного подхода в обучении мягким навыкам.
Доклад доцента кафедры, к.с.н., Рузанны Депелян «Аутентичность лидера: новые горизонты» был посвящен важной составляющей лидерства – аутентичности образа лидера. Автор рассмотрел характеристики аутентичности, опираясь на исследования в этой области, и предложил классификацию характеристик согласно стилю управления. Аутентичный лидер стремится быть ролевой моделью как для своих подчиненных, так и для партнеров и коллег. Современное управление строится на эмпатии; помимо прямой иерархии подчинения эффективная система координат для управления отношениями выстраивается при полной самоосознанности лидера и осознании им социальных эффектов.
Совместное представление доклада «Современные подходы в обучении русскому языку как иностранному во Вьетнаме» Светланы Кащук, д.п.н, заведующего кафедрой ИЯ и ее вьетнамской аспирантки, преподавателя русского языка как иностранного Фунг Тхи Нгок Ань было посвящено анализу влияния политического, экономического и социального контекста на уменьшение или возрастание интереса к изучению иностранных языков на примере русского языка как иностранного в ВУЗах социалистической республики Вьетнам. Авторы отметили, что, как показала практика, повышение интереса к изучаемому языку возможно при рациональной интеграции современных технологических инноваций в систему иноязычного образования.
Анастасия Копанева, к.ф.н., ассистент кафедры ИЯ, представила доклад «Использование онлайн-платформ как способ повышения интерактивности обучения иностранному языку». Анастасия Валерьевна представила свой опыт использования различных онлайн платформ в процессе преподавания английского языка студентам ФГУ. Применение доступных цифровых средств обучения способствовало успешному проведению занятий как с иногородними слушателями программ дополнительного образования, так и со студентами очного отделения во время карантина и после него. Внедрение подобных образовательных ресурсов в процесс обучения оказалось весьма эффективным и в «оффлайн» формате: их использование на парах мотивировало студентов к освоению нового материала, помогало закрепить уже изученный и способствовало увеличению интерактивности и продуктивности образовательного процесса в целом.
Лариса Машкова, к.ф.н., старший преподаватель кафедры ИЯ, прочитала доклад «Аналитический подход при рассмотрении медиатекстов в университетской аудитории». Особое внимание в докладе было обращено на необходимость знакомить студентов ФГУ, изучающих английский язык, с различными видами реалий, упоминающихся в учебных текстах, на углубление в историю вопроса, рассмотрение события в определенном историко-социальном и политическом контексте, а также с учетом стремительно меняющегося политического контекста, что требует постоянной коррекции оценки и нового осмысления происходящего.
В докладе ассистента кафедры ИЯ Александры Сентемовой «Вербальная саморепрезентация как основа имиджа будущих управленцев»был раскрыт вопрос привлечения внимания к феномену саморепрезентации в наши дни, что связано с динамичным развитием информационных технологий. Автор отметил необходимость формирования умения вербальной саморепрезентации будущих управленцев, поскольку по речевой компетенции человека и его вербальной саморепрезентации, как на родном, так и на иностранном языках, легко составить определенное представление о личности.
Олеся Толстых, к.ф.н., доцент кафедры ИЯКТ НИТУ МИСИС, в своем докладе «Роль цифровой эргономики в снижении когнитивной нагрузки» проанализировала современные педагогические технологии, позволяющие организовать процесс обучения иностранным языкам таким образом, чтобы основная когнитивная нагрузка студентов происходила не столько в процессе бесцельной коммуникации в социальных сетях, сколько в процессе изучения иностранных языков. Данная острая современная мировая проблема становится все более ощутима в контексте стремительного развития цифрового коммуникационного пространства и его конкурирования с образовательным процессом в учебных заведениях.
Александр Филимонов, к.ф.н., доцент кафедры ИЯ, представил доклад «Фразеологические трансформации в английской периодике в условиях активного использования искусственного интеллекта». В докладе были проанализированы некоторые изменения в языке англоязычной прессы, характерные именно для 2024 года и созданные с целью сделать невозможным использование определенных газетных статей искусственным интеллектом при генерировании текстов подобной тематики. Данные языковые особенности касаются как специфики использования несвободных словосочетаний, так и синтаксических, стилистических и даже грамматических аспектов. В ходе доклада автор провел сравнительный анализ фраз, недоступных для восприятия ИИ, и сгенерированных искусственным интеллектом предложений для донесения того же смысла.
Дарья Герасименко, к.ф.н., доцент кафедры ИЯ, Светлана Макарова, к.ф.н., ассистент кафедры ИЯ и Алла Маслова, старший преподаватель кафедры ИЯ, приняли активное участие в дискуссии по итогам выступлений докладчиков.