Организатором круглого стола выступила кафедра правовых основ управления.
В качестве основных направлений работы круглого стола были определены следующие вопросы: история развития законодательства о государственном контроле (надзоре); зарубежный опыт контрольно-надзорной деятельности; правовые и теоретические основы реформирования контрольно-надзорной деятельности; риск-ориентированный подход в организации государственного контроля (надзора): правовое регулирование на современном этапе развития; правовые и организационные основы применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; правовые основы порядка осуществления контрольно-надзорной деятельности; порядок обжалования действий (бездействия), решений, актов контрольных (надзорных) органов и их должностных лиц. В заседании приняли участие 25 человек, в том числе студенты и преподаватели факультета государственного управления МГУ.
Мероприятие открыл заместитель декана по развитию ФГУ, заведующий кафедрой правовых основ управления, д.ю.н. Иван Лексин, который отметил актуальность рассматриваемой темы и ее значимость в механизме государственного и муниципального управления. С докладом, посвященным организационно-правовым основам контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, выступил руководитель научного отдела ФГУ, доцент кафедры правовых основ управления, д.ю.н. Константин Ишеков.
В числе прозвучавших выступлений особый интерес участников мероприятия вызвали следующие сообщения студентов.
Владислав Сычев в докладе «”Регуляторная гильотина”: механизм осуществления» охарактеризовал тенденцию дерегулирования государственного управления в России в контексте реформы контрольно-надзорной деятельности 2019-2021 гг. Механизм «регуляторной гильотины» сквозь призму формирования обновлённой структуры нормативного регулирования за счёт координации деятельности органов государственной власти и общественных объединений.
Валерия Андрусенко в выступлении «Зарубежный опыт контрольно-надзорной деятельности» представила анализ результативности деятельности контрольно-надзорных органов зарубежных стран, по результатам которого констатировала возрастающую роль контроля (надзора) на различных уровнях государственного управления. По ее мнению, в контексте исследуемой проблематики отдельный интерес представляет накопленный в мировой практике значительный опыт органов, исполняющих контрольно-надзорные функции, по повышению результативности деятельности государственных служащих при формировании фонда оплаты труда. Изучение практики международных организаций показало, что они достаточно активно работают в области разработки рекомендаций по реформированию деятельности контрольно-надзорных органов и определению новых инструментов оценки результативности их деятельности.
В выступлении Эльшана Беньяминова «Правовые и теоретические основы контрольно-надзорной деятельности в сфере образования: опыт России и Франции» было отмечено следующее: как в России, так и во Франции контрольно-надзорная деятельность рассматривается в качестве функции публичного управления. При рассмотрении теоретических аспектов обеих правовых систем присутствует понимание того, что контрольно-надзорная деятельность — не самоцель, а способ защиты прав и свобод. Формирование более совершенного правового инструментария контрольно-надзорной деятельности в России позволит эффективней оценивать деятельность образовательных структур. Правоохранительная деятельность должна рассматриваться в гораздо более широком смысле, чем это принято традиционно. В настоящее время, по мнению докладчика, в России необходимо выстроить прозрачную систему оценки работы управленцев в сфере образования.
Анастасия Мерзлякова в выступлении «Контрольно-надзорная деятельность Великобритании в сравнительном анализе с Россией» рассмотрела вопросы, связанные с ролью должностных лиц органов прокуратуры в сфере оказания уголовного преследования, наличием или отсутствием единой централизованной системы, определением статуса органов обвинения, предоставлением функций органов обвинения. Анализ рассматриваемых сторон помог разграничить аспекты влияния и внутренней организации прокуратуры Великобритании и России и понять, что Россия является более устойчивой системой с сфере прокурорской деятельности, Великобритания же не может являться полнейшим аналогом Российской прокуратуры.
В докладе Марии Кузнецовой «Зарубежный опыт контрольно-надзорной деятельности в области муниципального управления в Швеции» раскрывается тематика контрольно-надзорной деятельности в области муниципального управления в Швеции, приводятся особенности административно-территориального деления шведского государства. Особый акцент делается на разграничение понятий «местное управление» и «местное самоуправление», составляющих основу и характеризующих специфику организации контроля и надзора на данном уровне управления. Проводятся результаты анализа функций местных органов власти и местных органов самоуправления в области контрольно-надзорной деятельности.
Оживленную дискуссию вызвал доклад Марии Гришиной «Об ограничении доступа к социальной сети Instagram Роскомнадзором (Instagram принадлежит корпорации Мета, признанной в Российской Федерации экстремистской организацией)». Как было отмечено, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» Генеральной прокуратурой Российской Федерации направлено заявление в суд о признании Meta Platforms Inc. экстремистской организацией. Генеральная прокуратура ранее уже признала Facebook причастной к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод россиян. В Уголовном кодексе РФ существует ст. 282.3. «Финансирование экстремистской деятельности», согласно которой пользователей, оплачивавших рекламу в данных социальных сетях, смогут привлечь за финансирование экстремизма и заблокировать счета. Использование гражданами и компаниями Facebook, Instagram и WhatsApp не может быть признано экстремизмом. Привлечь человека к ответственности могут за публичную демонстрацию символики самой компании или социальных сетей. В связи с этим может быть составлен протокол по ст. 20.3 КоАП РФ «Публичное демонстрирование символики экстремистской организации».
Юлия Морец в сообщении «Министерство финансов Российской Федерации как один из органов контроля и надзора в системе обеспечения экономической безопасности государства» отметила, что важный направлением в политике государства является обеспечение экономической безопасности, так как данная деятельность является гарантом защиты страны от внутренних и внешних угроз, а также частью политики по обеспечению национальных интересов. В условиях политической нестабильности существует множество угроз для экономики России, устранением которых занимается ряд государственных органов. Одним из них является Министерство финансов Российской Федерации. Данному органу предоставляют отчетность о проделанной работе ФНС России, Казначейство, Федеральная таможенная служба. Министерство финансов осуществляет нормативное правовое регулирование государственно-правовых актов в финансовой и других сферах. Таким образом, Министерство финансов РФ контролирует значительную сферу экономических правоотношений, осуществляя общенаправленную контрольно-надзорную деятельность в области обеспечения экономической безопасности России.
Доклад Максима Медведева «Контрольно-надзорная деятельность в сфере малого бизнеса» был посвящен выявлению положительных черт современной контрольно-надзорной деятельности. Были выявлены недостатки системы контроля и надзора деятельности малого бизнеса для ее дальнейшего преобразования в лучшую сторону.
Ариной Синициной в докладе «Оценка влияния контрольно-надзорной деятельности государства на функционирование среднего и малого бизнеса» были обозначены дискуссионные вопросы. Существует ли на федеральном уровне эффективная система оценки влияния контрольно-надзорной деятельности государства на бизнес или же данная система обладает рядом ограничений и пробелов? Специалисты бьют тревогу: невозможность оценки ущерба бизнесу и односторонние показатели существующей оценки влияния контрольно-надзорных органов России, что можно сделать? В результате обсуждения было предложено внедрить дополнительные показатели эффективности использования новых методов оценки.
Выступление Дмитрия Гузова «Финансово-правовой статус контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» началось с освещения основных принципов деятельности контрольно-счетных органов. В рамках реформы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля были рассмотрены основные новации Федерального закона, регулирующего деятельность контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Выступающим был сделан акцент на еще не разрешенных проблемах законодательного регулирования деятельности контрольно-счетных органов, таких как отсутствие регламентации организационно-правовой формы контрольно-счетных органов, в целом, и диспозитивное регулирование вопроса образования контрольно-счетных органов муниципальных образований, в частности. В завершение была подчёркнута важность контрольно-счетных органов в системе государственного и муниципального управления.
Доклад Марии Голик «Виды муниципального контроля: примеры муниципальных практик» был посвящен развитию муниципального контроля в сфере реформы контрольно-надзорной деятельности. В рамках исследования был проведён сравнительный анализ положений о видах муниципального контроля в городах — административных центрах федеральных округов Российской Федерации. В частности, выявлено, что наибольшее число видов муниципального контроля закреплено во Владивостоке. Автор также отметил, что мероприятие «стимулирование добросовестности» недооценено, при том, что мотивирование добросовестности контролируемых лиц отмечается как цель в программах профилактики в контрольных органах. В качестве рекомендаций было предложено применение категоризирования видов муниципального контроля согласно видам муниципальных образований и риск-ориентированный подход к организации муниципального контроля.
Варвара Котова в докладе «Правовые основы государственного контроля качества образования в Российской Федерации» подчеркнула, что закрепляя право на образование, Конституция Российской Федерации провозглашает его общедоступность и бесплатность. Вместе с тем, к сожалению, в настоящее время обеспечение качества образования является не только одной из наиболее актуальных, но и проблемных сфер современного общества, поэтому тема государственного контроля качества образования выходит на первый план.
Валерия Козлова в докладе «Международный опыт контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда» отметила, что благодаря контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда происходит рациональное распределение трудовых и финансовых ресурсов, снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, что в конечном итоге способствует благоприятному развитию бизнес-среды. Международный опыт играет важную роль в формировании собственной системы контрольно-надзорных органов в данной сфере. США, например, формируют собственную систему обеспечения безопасности труда, не полностью ориентируясь на нормы мирового сообщества в этой сфере. Что касается европейского опыта, отдельное внимание уделяется информированию работников.
В сообщении Ивана Изергина «Опыт правовой системы СССР в разработке законодательных основ государственного контроля» рассматривалась эволюция контрольно-надзорной деятельности в периоды с 1917 до 1991 гг. Были сделаны выводы о наиболее удачных элементах данной системы и проведена первичная оценка перспектив внедрения этой системы в структуру госконтроля Российской Федерации.
В обсуждении докладов приняли участие сотрудники кафедры правовых основ управления доцент, к.ю.н. Светлана Попова, ст. преподаватель, к.ю.н. Георгий Трубилов, студенты Московского университета и других вузов Москвы.