4 сентября в 11.30 в зале заседаний Ученого Совета (ауд. Е-834) состоится круглый стол Центра изучения российской государственности ФГУ МГУ

«Ценности российского государственного управления: служение лидеров и / или услуги менеджеров?»

«Лидерство – не менеджмент, главное назначение которого
изо дня в день помогать обычным людям успешно справляться
с рутинными обязанностями с помощью процедур и контроля.
Лидерство – это воплощение в жизнь замыслов, желательно
грандиозных. Особенно велика ответственность тех лидеров,
которые выбирают своим поприщем государственное управление»
Никонов В.А. Лидерство по-русски. С. 12 – 13.

В постсоветское время теория государственного управления в России развивалась под воздействием западных концепций, в которых в условиях популярности идей глобализации и постмодерна сфера государственного управления трактовалась, в первую очередь, хотя и не исключительно, как сфера оказания услуг населению, а сами управленцы – как менеджеры. Такой подход позволил начать в 2000 – 2010-е годы процессы цифровизации, повысить качество оказания государственных услуг населению и в целом – эффективность государства. В то же время по мере укрепления государственности России, национального суверенитета и, особенно, с началом СВО оказались востребованы ценности государственного управления как служения стране, а государственных управленцев – как «служилого класса».

Вопросы к обсуждению:

  • Какой тип государственного управленца – менеджера или «представителя служилого класса» — в большей степени соответствует ценностному коду России, ее цивилизационной специфике? Могут ли управленцы-лидеры быть востребованы и в роли «служилого класса», и в роли менеджеров?
  • В каких сферах государственного управления (экономической, социальной, политической, культурной, военной) эти два типа можно совместить? Возможно ли их сочетание по отраслевому принципу: гражданское управление – приоритет принципу «управленцы-менеджеры – население-клиенты», управление в военной сфере – по принципу «государева служения»?
  • Можно ли управлять государством как бизнес-корпорацией?
  • Можно ли говорить о том, что популярность концепции управленцев-«менеджеров» была следствием идеи глобализации, предполагавшей минимизацию роли государства в жизни общества, фукуямовского «конца истории» и для национальных государств, и для «веберовской» модели бюрократии как бюрократии, связанной системой сдержек и противовесов с национальными представительными институтами? Если да, то означает ли это ограниченность данной концепции в условиях, когда глобализация поставлена под вопрос?

Дискуссии последних лет.

Заместитель руководителя Администрации Президента С.В. Кириенко, ПМЭФ, 2021 год«Граждане в государстве никак не клиенты, как минимум заказчики, а вообще-то акционеры, хозяева»
Начальник Управления Президента РФ по обеспечению деятельности ГосСовета А.Д. Харичев, октябрь 2022 года, статья «Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России»Востребованы две концепции современного государства: «Родина-Мать с лазерным мечом» и «государство дружественного сервиса»
Министерство образования и науки, апрель 2023 годаФедеральный проект «Государство для людей» — программа обучения госслужащих принципам клиентоцентричности
Исполнительный директор ГК «Ростех» О.Евтушенко, май 2023 года«Нужно возродить идею Госплана как ценностного основания государственного управления экономическими процессами»

Участники круглого стола.

  1. Леонид Ефимович Бляхер – доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета. (ВКС)
  2. Алексей Павлович Козырев – кандидат философских наук, декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
  3. Михаил Васильевич Ильин – доктор политических наук, профессор, руководитель Центра перспективных методологий социально-гуманитарных исследований ИНИОН РАН, ординарный профессор Высшей школы экономики, профессор МГИМО.
  4. Владимир Дмитриевич Миловидов – доктор экономических наук, доцент, и.о. заместителя директора по научной работе ИМЭМО РАН, действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса, заслуженный экономист Российской Федерации.
  5. Андрей Владимирович Полосин – доктор политических наук, проректор РАНХиГС, научный руководитель «ДНК России».
  6. Леонид Владимирович Поляков – доктор философских наук, профессор Высшей школы экономики, член президентского Совета по правам человека, председатель редакционного совета журнала «Тетради по консерватизму». (ВКС)
  7. Михаил Витальевич Ремизов – кандидат философских наук, заместитель генерального директора АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», президент Института национальной стратегии, ведущий передачи «Власть факта», ТК «Культура». (ВКС)
  8. Юрий Александрович Сапрыкин – вице-президент по региональному и международному развитию «Сколково». (ВКС)
  9. Петр Владимирович Скоробогатый– редактор отдела «Политика», заместитель главного редактора журнала «Эксперт».
  10. Валерий Валерьевич Фёдоров генеральный директор «Всероссийского центра изучения общественного мнения, заведующий кафедрой Высшей школы экономики
  11. Алексей Викторович Чадаев философ, военно-политический технолог, директор АНО «Институт развития парламентаризма». (ВКС)

Открытие, постановка проблемы: доктор исторических наук, декан факультета государственного управления Вячеслав Алексеевич Никонов.

Модератор: кандидат исторических наук, руководитель Центра изучения российской государственности ФГУ МГУ Любовь Владимировна Ульянова.