Конференция прошла на площадке Московского городского педагогического университета. С 2022 года она проводится в режиме онлайн трансляций, что позволило в этом году привлечь участников из 50 регионов России, ближайшего и дальнего Зарубежья.
Выбор темы конференции 2025 года – «Институциональные разрывы цифровой дидактики» – связан с возникшими за последние годы глубокими несоответствиями между нормативными требованиями, неформальными социальными нормами, управленческими решениями и реальными цифровыми практиками преподавания и обучения, включая вопросы регулирования применения в образовательной деятельности технологий и систем искусственного интеллекта.
Целью конференции являлось обсуждение формирования дидактических и методологических основ для проектирования и реализации образовательной деятельности в цифровой среде с учетом современных технологических вызовов. По мнению большинства экспертов, нынешний этап цифровой трансформации образования принципиально меняет всю систему образования, так как появление и применение ИИ ставит под сомнение саму возможность и целесообразность существования школ и университетов в прежнем неизменном формате.
Павел Кондрашов выступил на пленарном заседании конференции, на котором были затронуты вопросы влияния развития искусственного интеллекта, аналитики больших данных, виртуальной и дополненной реальности на обучение в школе, колледже, вузе и в системе дополнительного и EdTech образования.
На заседании секции «Бег с препятствиями в цифровизации образования» им также был представлен доклад на тему «Цифровая дидактика в контексте цифровой трансформации сферы образования», в котором, с одной стороны, был отмечен сложившийся к настоящему времени широкий спектр направлений применения ИИ в образования, к которым можно отнести:
- составление планов уроков, шаблонов заданий, рубрик, подготовку материалов к занятиям, черновую проверку работ обучающихся, организацию с ними обратной связи;
- создание персональных AI-тьюторов для обучающихся;
- создание ИИ-агентов и ИИ-помощников;
- создание цифровых двойников преподавателей;
- интеллектуализацию выполнения педагогами рутинных операций и сокращение времени, затрачиваемого на их выполнение;
- индивидуализацию и персонализацию образовательных траекторий обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- персонализированную поддержку обучающихся;
а с другой – представлен перечень политических и технологических проблем применения цифровых технологий, включая ИИ, в цифровой дидактике в сфере образования:
- ни в одном нормативном правовом акте термин «цифровая дидактика» не фигурирует;
- широко используемый сегодня в сфере образования понятийный аппарат современной цифровой модели обучения, такой как: смешанное обучение, гибридное обучение, мобильное обучение, микрообучение, сетевой (телекоммуникационный) учебный проект, онлайн-тестирование, мультимедийный урок, мультимедиа-сочинение, виртуальная экскурсия и другие, нигде не закреплен нормативно;
- имеется нехватка российского ПО необходимого качества и разнообразия;
- в работе больших языковых моделей возникают галлюцинации и ошибки;
- у обучающихся зачастую наблюдается снижение когнитивных навыков и формирование стереотипов получения готовых ответов;
- есть сложности в идентификации недобросовестного применения ИИ при выполнении учебных заданий;
- имеется неравенство возможностей в применении ИИ в различных образовательных организациях.
Конференция прошла при поддержке членов консорциума «Цифровая дидактика»: Томского государственного университета, Банка ВТБ, Академии Министерства просвещения РФ, Издательства «Просвещение», образовательных компаний Нетология и Интернет-урок, а также Университетского консорциума исследователей больших данных.
В работе конференции приняли участие руководители и преподаватели вузов и школ, представители региональных и отраслевых органов власти в сфере образования, издательств, партнеров МГПУ из числа ИТ-компаний и компаний на рынке онлайн-образования.