Мероприятие прошло в рамках I Международной научно-практической конференции «Построение систем управления устойчивым развитием территории: аспекты цифровизации» на базе факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова.
Организатор конференции Максим Малышев, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии управления, в своем вступительном слове отметил, что управление сложным обществом предполагает наличие нового знания и объяснения сложной социальной действительности. Требуется разработка аналитико-диагностических моделей, которые позволяют органам власти получать информацию, необходимую для принятия решений. Нетривиальный вопрос: как эти модели могут быть развернуты на региональном и муниципальном уровнях управления? Важен и вопрос об экспериментальной базе для пилотирования новых научных разработок и внедрения их в практику управления. Существенным фактором также является готовность самих государственных и муниципальных служащих к выполнению такого рода задач.
Максим Малышев отметил, что социологическая наука становится здесь одним из основных инструментов согласования приоритетов государства и интересов общества. Организация систематического получения эмпирической социологической информации приобретает обоснованное значение и получает заслуженное место в системе подготовки и принятия органами власти политических и управленческих решений. Созданная новая управленческая инфраструктура — центры управления регионом — имеет возможности для объединения потенциалов информационно-аналитических систем по сбору и обработке больших данных и социологической методологии для формирования запроса органов власти на информацию и получения данных с различных уровней социальной системы, использования симбиотического интеллекта при подготовке документов стратегического планирования.
Особый статус данной научной и практической проблеме придает ее отнесенность к ведению Российской академии наук и межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования. Это обусловлено тем, что стратегическое управление относится к высшей функции государства и связано с производством и реализацией наукоемкого продукта (прогнозы, концепции, стратегии, социальные технологии, национальные проекты и т.д.), предназначенного для рационализации общественных отношений – совместной продуктивной деятельности множества социальных субъектов по достижению планируемых результатов социально-экономического, социокультурного и технологического развития российского общества, регионов и городов России, обеспечения национальной безопасности.
Для решения столь масштабных по своему замыслу задач предложена организационная форма для объединения потенциалов научно-исследовательских центров страны — метапроект.
Концепцию метапроекта участникам секции представил автор и руководитель метапроекта — Владимир Корнилович, доктор социологических наук, директор магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Института государственной службы и управления РАНХиГС.
В своем выступлении Владимир Адамович отметил, что рост неопределенности в общественных отношениях, разрыв между прогнозами, планами и реальными процессами указывает на неадекватность функций, структуры и организации государственного стратегического управления внутрисистемным трансформациям и становящейся сложности современного российского общества. Все больше проявляются все признаки того, что проблема модернизации российского общества неразрывно связана с темой организации государственного стратегического управления.
Владимир Богданов, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, в своем выступлении представил эмпирические данные социологических исследований проблемы организации социальной обратной связи в условиях цифровой трансформации государственного управления.
Артём Гаврилюк, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики инновационного развития в своем выступлении раскрыл основные аспекты управления человеческим капиталом на основе цифровых технологических решений, отметил перспективы цифровизации производственных и непроизводственных процессов, обозначил механизмы формирования человеческого капитала нового качества и формата, сделал акцент на интеллектуальном капитале, который является определяющим фактором в достижении конкурентных преимуществ. Артем Гаврилюк обозначил целесообразность формирования цифровых компетенций в целях повышения адаптивности индивида к новым социальным условиям.
Екатерина Панова, кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом, в своем выступлении отметила, что искусственный интеллект выступает одной из технологий, внедряемых на современной российской государственной службе с целью обеспечения роста качества и эффективности её функционирования. Спектр отечественных государственных органов, реализующих в своей деятельности возможности искусственного интеллекта (ИИ), увеличивается с каждым годом. ИИ применятся как для аналитической работы, так и для улучшения взаимодействия с гражданами.
Презентация: «Искусственный интеллект в кадровой политике на государственной службе».
Повышение эффективности внутренних процессов и кадровой работы, физическое сокращение числа «бумажек», снижение рисков коррупционных действий госслужащих, возможность оперативного получения госуслуг в любой точке РФ, где есть сеть Интернет – ключевые, но не итоговые «точки роста» повышения качества функционирования госслужбы за счёт возможностей ИИ.
Наталья Опарина, старший преподаватель кафедры управления персоналом, в своем выступлении обратила внимание, что активизация практики имплементации ИИ для задач государственного управления требует не только наличие самого ИИ как такового, но и развитых цифровых компетенций государственных служащих. Коллаборация ИИ и государственного служащего возможна только при равенстве степени технической и цифровой компетентности обоих участников данного процесса. При этом ИИ отводится роль «помощника»: анализ данных, проверка материала, подготовка проекта документа и т.п., а госслужащему – роль «лица, принимающего решение» с учётом ситуации и иных обстоятельств.
Выступление Марины Федотовой, кандидата экономических наук, доцента, доцента кафедры управления персоналом МАИ (университет), было посвящено управлению проектной командной работой и системной аналитикой в центрах управления регионом, аналитике в ситуационных центрах.
Выступление Валентины Кузнецовой, кандидата исторических наук, доцента, доцента кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, было посвящено практике цифровизации государственного управления в Китае.
Презентация: «Практика цифровизации государственного управления в Китае»
Марина Рыбакова, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии управления, подытожила работу секции своим выступлением посвященным рискам государственного управления в условиях расширения цифрового пространства.
В заключительном слове Максим Малышев поблагодарил участников секции: «МЕТАПРОЕКТ реформирования системы государственного управления в России: информационные технологии и коллективный интеллект» и пожелал успехов, хорошего настроения и новых творческих достижений.