11 апреля в рамках конференции «Ломоносовские чтения» прошло заседание подсекции «Актуальные проблемы управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений»

Заседание было организовано кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. Руководителем и модератором подсекции выступил заведующий кафедрой, доктор исторических наук, профессор Александр Полунов.

Открывший заседание доклад Александра Полунова был посвящен проблемам укрепления общероссийской гражданской идентичности в регионах Северного Кавказа. Докладчик отметил, что общероссийская идентичность (сознание единства со всеми гражданами России) в сознании многих жителей региона сочетается с сильным влиянием регионального, этнического, религиозного самосознания, которые в некоторых случаях выходят на первые места. Многие эксперты отмечают в связи с этим необходимость укрепления лежащих в основе общероссийской идентичности объединяющих духовных начал, таких, как общая историческая память, единые ценности, ставшие историческими символами события и фигуры. Положительная оценка советского прошлого (при всей неоднозначности этого периода) связывается в сознании многих жителей региона с наличием в то время системы идей, игравших консолидирующую роль.

Необходимость укрепления общероссийской идентичности была отмечена и в докладе доцента Максима Буданова, посвященном роли и месту идей гражданского единства в современной системе школьного образования. Автор проанализировал содержание школьных учебников по истории и обществознанию, остановившись на вопросе о том, каким образом и в какой степени сочетаются в них концепты российского патриотизма, гражданского единства, общечеловеческих ценностей и этнокультурного (национального) многообразия населения России. Докладчик отметил необходимость корректировки и обновления многих положений, содержащихся в современной учебной литературе по общественным наукам.

Темой доклада доцента Варвары Сажиной стали проблемы формирования межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде в рамках внеаудиторной работы со студентами. Опираясь на данные социологического исследования деятельности Клубов интернациональной дружбы (КИД) в российских вузах, автор пришел к выводу, что данные организации вносят существенный вклад в гармонизацию межэтнических отношений. У них выстроены связи со структурными подразделениями вузов, отработаны основные процедуры работы. Развивается процесс межвузовского взаимодействия в области деятельности КИДов. Вместе с тем, к настоящему времени в сферу интересов указанных структур входит, главным образом, работа со студентами-иностранцами. Целесообразно расширить масштаб данной работы, нацелив ее на укрепление общероссийской гражданской идентичности при сохранении этнокультурного многообразия, присущего российскому обществу.

Продвижение идей общероссийского единства в процессе преподавания общественных дисциплин становится особенно актуальной задачей в связи с интеграцией в образовательное пространство России новых субъектов федерации (тема доклада доцента Любови Ульяновой). Включение в состав государства регионов, население которых в течение долгого времени подвергалось воздействию чуждой России идеологии, ставит сложные вопросы о путях укрепления общероссийской идентичности в сознании людей, проживающих на данных территориях. Необходима более четкая оценка событий дореволюционного и советского прошлого, истории вхождения в состав российского государства различных территорий и национальных сообществ, осмысление «новороссийской» идентичности. Лишь при условии решения этих задач интеграционные процессы получат прочную идеологическую основу.

Серьезным препятствием, мешающим плодотворному развитию данных процессов, являются тенденции политического экстремизма, развивающегося в том числе на этноконфессиональной почве. В докладе аспирантки Ольги Путиной были рассмотрены дискуссии в современной научной литературе, посвященные профилактике экстремистских проявлений. Основой для исследования послужили базы данных РИНЦ, РГБ, Google Академия. Поскольку сам термин «экстремизм» и вопрос о его содержательном наполнении вызывает к настоящему времени острые споры, исследовательница при анализе научной литературы уделила особое внимание этой проблематике. В докладе были рассмотрены также основные тематические направления изучения экстремизма, связь данной проблематики с вопросами национальной, молодежной и миграционной политики, межконфессионального диалога, национальной безопасности, развития общественно-государственного партнерства и др. Предметом анализа стали методы изучения экстремистской деятельности и предложения, выдвигаемые современными экспертами в сфере пресечения проявлений экстремизма.