Заседание открыл председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, который обратил внимание участников на активное использование искусственного интеллекта в различных отраслях экономики и социальной сферы, в том числе в сфере образования, и необходимость развития инструментов регулирования применения ИИ. В заседании экспертов Комитета, которое вел первый заместитель председателя Комитета Олег Смолин, приняло участие более 50 представителей государственных и частных университетов, представители объединений разработчиков отечественного ПО и крупных ИТ-компаний.
Павел Кондрашов выступил по вопросу состояния, проблем и перспектив использования технологий и систем искусственного интеллекта в системе высшего образования. Павел Кондрашов в своем выступлении подробно рассказал о тех задачах, которые за последние 5 лет Президент России поставил перед Правительством и профессиональным сообществом по развитию ИИ и подготовке кадров для успешного применения технологий и систем ИИ в различных областях, в том числе в сфере государственного управления.
Он обратил особое внимание на следующие направления, отмеченные Президентом России в качестве основных направлений повышения уровня обеспечения российского рынка технологий искусственного интеллекта квалифицированными кадрами:
- разработка и внедрение образовательных модулей в рамках образовательных программ всех уровней образования, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- привлечение организаций, осуществляющих деятельность в области искусственного интеллекта, к участию в мероприятиях, направленных на развитие общего и профессионального образования;
- повышение качества математического и естественно-научного образования обучающихся, его интеграция с социально-гуманитарным образованием.
Также Павел Кондрашов рассказал о результатах исследований, согласно которым количество студентов, регулярно применяющих ИИ в образовательном процессе для интеллектуального поиска нужной информации, подготовки своих курсовых и квалификационных работ уже приближается к 90%. Отметил, что практически на всех российских форумах и конференциях, посвященных вопросам разработки и применения ИИ, уже есть секции, на которых разработчики ИИ и преподаватели университетов представляют свои результаты использования ИИ в учебном процессе. Однако, имеющуюся сейчас практику применения ИИ при реализации образовательных программ высшего образования пока никак нельзя назвать массовой. Это, скорее, результат работы энтузиастов.
В заключении своего выступления Павел Кондрашов предложил:
- ввести цифровые информационные компетенции в перечень универсальных компетенций по всем гуманитарным направлениям подготовки по программам высшего образования;
- ускорить развитие регуляторики применения ИИ не только в образовательном процессе, но и в целом в системе высшего образования;
- провести сопряжение знаний, умений и навыков, получаемых выпускниками школ, поступающими на обучение по программам высшего образования, с современным уровнем входных требований университетов по владению цифровыми информационными компетенциями.