5 ноября состоялось заседание постоянно действующего экспертного круглого стола Федерации Независимых Профсоюзов России, где М.А. Малышев в экспертном докладе представил результаты социологического исследования «Улучшение реализации Генерального соглашения через систему коллективных договоров и соглашений»

5 ноября состоялось заседание постоянно действующего экспертного круглого стола Федерации Независимых Профсоюзов России, где лидеры российских профсоюзов рассматривали вопросы институциональных гарантий деятельности профсоюзов.

Максим Алексеевич Малышев кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии управления, в экспертном докладе представил результаты социологического исследования «Улучшение реализации Генерального соглашения через систему коллективных договоров и соглашений» , посвященного реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России на 2018-2020 годы.

В своем выступлении М.А. Малышев призвал лидеров Федерации решительнее ставить вопрос о создании в России нормальных условий для воспроизводства рабочей силы, повышении заработной платы и новых подходов к формированию так называемого социального пакета при заключении коллективных договоров, а ФНПР ужесточить свою позицию по этим вопросам в Российской трехсторонней комиссии (РТК).

«Проблемы трудовой сферы, которые я затрону, животрепещущие. К сожалению, любая реорганизация институтов приводит к вымыванию профессиональных кадров. И выстраивание системы трудовых отношений начинается сначала. Вот не дай Бог жить в эпоху перемен… У нас эпоха перемен длится уже более тридцати лет, и впереди никакой определенности. Мы, как правило, откатываемся назад, и вынуждены решать проблемы, уже более запущенные, чем на предыдущем этапе. Мы видим, что лоббирование интересов определенных групп приводит к снижению благосостояния всего общества.

Баланс прав и интересов российских работников, и, собственно, интересов общества, состоит в том, чтобы общество в целом стабильно развивалось. Такая цель может быть достигнута, если в России действительно заработает механизм социального государства.

Любой человек, который трудится, имеет в принципе два интереса. Об этом нам социологам говорят наши респонденты в разных регионах России. Каждый отвечает: я хочу иметь постоянное гарантированное рабочее место, я хочу иметь уверенность в завтрашнем дне, и хочу иметь достойную зарплату.

Отмечу здесь два момента. Первый: если говорить об интересе в уровне заработной платы, Россия в настоящий момент является уникальной страной мира, где, по разным экономическим оценкам, цена рабочей силы в 10 раз ниже её себестоимости. Проблема бедности работающих в России имеет выраженный гендерный характер, причем ее острота зависит от возрастного состава и образовательного уровня занятых. В 2005-2016 годах в РФ величина МРОТ была ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Данное явление может расцениваться в качестве одной из основных причин возникновения и сохранения проблемы «работающих бедных» в РФ и нуждается в преодолении. В динамике этот разрыв возрастает, что чревато вероятным дальнейшим обострением кадровых проблем в отраслях, финансируемых за счет бюджетных средств. Доля заработной платы в конечной цене продукта в России катастрофически занижена. И это порождает огромное количество проблем.

Мы говорим — у нас демографическая катастрофа, население не самовоспроизводится. Почему это происходит? На мой взгляд, потому что нет экономических условий для самовоспроизводства рабочей силы. Желательно, что бы в каждой семье, где двое работающих, было бы не менее троих детей. По стандартам Международной организации труда, которая ввела понятие достойной оплаты труда, такой семье необходимы: достойные условия для проживания, доступ к качественному медицинскому обслуживанию, доступ к образованию для детей, также качественному, возможность решить жилищную проблему для всей семьи. Если рассчитать необходимые потребности такой семьи (мы не говорим о покупке «айфонов» — мы говорим об элементарном минимуме), то в России двое работающих взрослых не могут дотянуть до этих стандартов. «Каждая четвертая семья (25%) готова «нормально» прожить при семейном бюджете от 45 до 60 тыс. рублей в месяц. Половина респондентов (51%) претендуют для обеспечения «нормальной жизни» на ежемесячный доход в 60-120 тыс. рублей в месяц. 11% респондентов считают, что для поддержания «нормальной жизни» им необходимо в среднем более 120 тыс. руб. для семьи из трех человек. И 1% готов «нормально» жить при доходе менее 20 тыс. рублей. Таким образом, средняя российская семья претендуют на ежемесячный доход в 78 000 руб.». (См. например — «Нормальная жизнь» за 78 тыс. руб. в месяц).

Мы видим, что никаких условий для решения этой проблемы на данный момент, не существует. Не существует их в первую очередь потому, что занижена заработная плата.

Эта проблема связана с ростом производительности труда. Низкая заработная плата не стимулирует работодателей к обновлению средств производства. Работодатель заявляет, что у него нет средства для обновления. Основные средства стареют. Экстенсивным путем, за счет дешевой рабочей силы никогда мы проблему роста производительности труда не решим.

Чисто экономически понятна заинтересованность работодателя — иметь эффективное производство, использовать доступную рабочую силу, и понятно экономическую потребность снижать издержки на оплату труда. Но насколько в этом заинтересовано общество?

Заработная плата — основной фактор для всех социальных выплат государства и низкий уровень заработной платы предопределяет скромный потребительский спрос. Заработная плата лежит в основе формирования размера государственных пенсий и всех социальных пособий.

Весь тип социального развития нашей страны предопределяет, то, что Россия — страна с высокой занятостью, но с низкой заработной платой, и это расплата за тот выбор, которое сделало государство в 1990-е годы, чтобы предотвратить народный бунт, и эта социальная модель по сей день определяет российский рынок труда».