9 октября профессор кафедры международных организаций и проблем глобального управления ФГУ Александр Наумов выступил на Международном круглом столе «85 лет победы на Халхин-Голе: чему учит нас история»

Организаторами круглого стола, в котором приняли участие российские, японские и монгольские ученые и эксперты, выступили Центр японских исследований и Отдел Кореи и Монголии Института Востоковедения РАН.

Александр Наумов презентовал доклад «СССР и международный кризис лета 1939 года: уроки истории», в котором проанализировал взаимосвязь между событиями в обоих ключевых регионах нестабильности накануне Второй мировой войны – в Европе и на Дальнем Востоке. Он отметил, что в конце 1930-х годов Советский Союз едва ли не больше всех остальных держав желал мира. Осознав бесперспективность идеи мировой революции, советские вожди могли беспрепятственно продолжать претворять в жизнь невиданный доселе социальный эксперимент по построению коммунизма в отдельно взятой стране только в условиях относительного спокойствия на своих границах. На протяжении всей второй половины 1930-х годов в Кремле не уставали повторять, что международная безопасность является неделимой, и любая ограниченная война может перерасти в мировую.

СССР предлагал единственный реальный и действенный механизм ее предотвращения – создание системы коллективной безопасности, причем как в Европе, так и в Азии. Эти призывы на западе не были услышаны гарантами Версальской системы, в первую очередь Великобританией и Францией, после чего Москва сделала выбор в пользу тактического союза с Германией. На востоке же пришлось и вовсе преподать урок Японии на поле боя.

Александр Наумов заключил, что трагедии Второй мировой можно было избежать, однако ни западе, ни на востоке не учли важнейшего исторического урока, состоящего из двух геополитических аксиом. Первая заключается в том, что, ответная реакция России на усиление внешнего давления по своей силе заметно его превосходит и чаще всего ведет к разрушению инструментов этого давления, порой вместе с государственностью тех, кто взял на себя эту роль. Вторая гласит, что участие нашей страны в функционировании международной системы цементирует ее основы, а попытки построить тот или иной баланс сил на антироссийской основе неизбежно приводят к слому самого этого баланса. В случае же изоляции Москвы из системного механизма и уж тем более желания нанести ей стратегическое поражение такая модель международных отношений обречена на гибель. Именно так произошло с Версальско-Вашингтонским порядком в конце 1930-х годов со всеми вытекающими ужасными последствиями.