Модератором секции выступил Юрий Петрунин, д.ф.н., заместитель декана по дистанционному обучению и цифровизации научно-образовательного процесса, заведующий кафедрой математических методов и информационных технологий в управлении факультета государственного управления, руководитель секции «Управление знаниями» Научного совета при Президиуме РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований.
В работе секции приняли участие более 50 человек: ученые из ведущих вузов России, специалисты из Китая, Казахстана, Узбекистана, Кипра, Сербии. С докладами выступили 16 человек.

Основные вопросы, обсуждавшиеся на сессии, были связаны с определением генеративного искусственного интеллекта и оценками его использования в образовательном и научном процессе. Некоторые докладчики оспаривали принадлежность генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) к искусственному интеллекту (ИИ), другие предлагали его новые оригинальные интерпретации в гносеологических традициях чилийской школы (Матурана и др.) и феноменологии. Обсуждение данного вопроса не стало чисто отвлеченным рассуждением.
Дискуссия показала, что от правильного понимания ГИИ зависит решение многих практических проблем: степени и видов его использования в образовательном процессе, перспектив применения ГИИ в научных исследованиях, позитивном или негативном влиянии его на человека и общество.


В других докладах авторы поделились результатами своих исследований в области ГИИ, рассказали о своем опыте использования методов усиления ГИИ механизмами коллективного интеллекта, о возможностях полезного взаимодействия искусственного и естественного интеллектов, философских вопросах ГИИ.
Также подчеркивалась необходимость эмпирических исследований, воспроизводимости экспериментов при изучении ГИИ, использование наукометрического и системного подходов. Наукометрический анализ по РИНЦ показал, что ведущие позиции в сфере ГИИ в России занимают экономические науки и кибернетика. Было высказано мнение, что в ближайшее время Нобелевская премия по экономике будет присуждена исследованиям, связанным с применениями ИИ или даже с ГИИ в экономике.
На секции поднимались и многие другие вопросы, связанные с ГИИ: о машинном обучении, о цифровизации высшего образования, электронных/дистанционных средствах обучения, о негативном влиянии цифровой образовательной среды на школьников, востребованности ИИ-специалистов на рынке труда и др. В докладах прозвучали имена и концепции обучения, разработанные в нашей стране (Анохин, Венда). Отмечалось, что в их исследованиях есть много перспективных наработок, вполне актуальных в настоящее время как для образования, так и для науки.


Активно обсуждались вопросы и проблемы применения ГИИ непосредственно в образовательном процессе как студентами, так и преподавателями (например, выполнение курсовых и итоговых аттестационных работ, индивидуализация образовательных траекторий и т.д.), использования ГИИ для управления знаниями, включая вопросы автоматической генерации и анализа аннотаций статей, автоматического реферирования информации средствами ГИИ.
Участники секции пришли к выводу о своевременности и полезности конференции. Именно в междисциплинарной и межотраслевой дискуссии можно решить многие проблемы внедрения и функционирования ГИИ. Было предложено сделать регулярной практику проведения обсуждений вопросов генеративного ИИ на площадке факультета государственного управления, а проведение конференции сделать ежегодным.