Выступление председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслава Никонова на пленарном заседании Государственной Думы 27.01.2021 по вопросу ратификации внесенного президентом России Владимиром Путиным соглашения о продлении до 5 февраля 2026 года Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, именуемый также СНВ-3).
— Очень символично, что сегодня мы начали наше заседание с того, что почтили память погибших в блокаду Ленинграда.
В прошлом году мы отметили 75-летие Победы. И в прошлом году весь мир отметил 75-летие начала ядерной эры: Хиросима и Нагасаки — уничтожение сотен тысяч мирных граждан Соединенными Штатами Америки.
Не прошло и полгода после встречи на Эльбе, как появились первые планы ядерного нападения на Советский Союз. Количество городов, которые должны были быть уничтожены, увеличивалось с 50 до 200, 300, 350… Нападение не состоялось не потому, что проявили гуманизм в отношении граждан Советского Союза, а по трем причинам.
Первое. У Соединенных Штатов было мало бомб.
Второе. Боялись, что ответом будут советские танки на Ла-Манше через месяц.
И третье. Мы создали свое ядерное оружие — в Сарове Нижегородской области.
После этого мы смогли добиться паритета и в средствах доставки ядерного оружия, создав межконтинентальные баллистические ракеты. Был запущен наш первый спутник Земли. Так создалась почва для договоренностей по контролю над вооружениями. И эта почва оказалась достаточно прочной, потому что у нее был фундамент нашего оборонного потенциала.
Был заключён целый спектр договоров, начиная с договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах, договора о нераспространении ядерного оружия. Затем договоры, связанные уже с разрядкой, — ОСВ, СНВ, договор об открытом небе, договор о ракетах средней и малой дальности, договор об обычных вооружениях в Европе, договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний, договор по ПРО. Огромная система договорённостей, которые стали фундаментом международной стабильности, на которой держался мир на протяжении всех последних 75 лет. И этот фундамент неожиданно стал разрушаться.
Хотя почему неожиданно? Когда мы стали слабыми, Соединённые Штаты решили, что им не нужен этот паритет и его надо ломать. И посыпались один за другим все эти договоры. Вся система договоров распалась, за исключением, собственно, одного договора — ДСНВ, который мы сегодня должны продлить.
Конечно, возникает вопрос: почему это вдруг Соединённые Штаты решили его продлевать, где здесь подвох? Ну, один ответ совершенно очевиден: договор подписывала администрация Обамы-Байдена, и для них этот договор важен хотя бы как наследие их администрации.
Но, я уверен, что даже администрация Трампа, если бы она сохранилась, была бы заинтересована в продлении ДСНВ, потому что Соединённые Штаты — это сейчас слабеющая сверхдержава, для которой важно поддержание своего пока еще доминирующего положения в мире. Россия получила сейчас, это уже очевидно, большое качественное превосходство в стратегических наступательных вооружениях. Соединённые Штаты идут на договорённости, когда они чувствуют, что где-то могут получить выгоду. Да, они могут получить выгоду, потому что они сами не в состоянии сейчас сократить наше качественное превосходство, не в состоянии поддерживать гонку вооружений.
17-кратное превосходство Соединённых Штатов в оборонных расходах над Российской Федерацией не даёт им 17-кратного превосходства в вооружениях. Не надо забывать, что львиная часть американского военного бюджета — это социальные выплаты американским ветеранам и военнослужащим, содержание американских военных баз по всему миру. У Соединённых Штатов нет денег на решающую гонку вооружений, американская экономика находится в очень тяжёлом состоянии.
Кроме того, Соединённые Штаты заинтересованы, чтобы на той или иной стадии вовлечь Китай в процесс ограничения вооружений. Если же ДСНВ умрёт, Китай никогда в будущем не станет участником никаких соглашений по контролю над вооружениями. Поэтому, да, в США есть заинтересованность в том, чтобы этот договор соблюдался.
Но и у нас есть очень большая заинтересованность в этом, ничуть не меньше, а, может быть, даже и больше. Прежде всего, этот договор позволит нам и дальше сохранять своё качественное превосходство, поскольку он содержит количественные ограничения.
Если договор будет продлён, мы действительно избежим гонки вооружений. Да, нам дешевле, чем Соединённым Штатам поддерживать паритет, гораздо дешевле. Мы научились создавать высокоточные и эффективные средства ядерного нападения, преодолевающие любую систему американской противоракетной обороны. Но это всё равно стоит денег. Это стоит больших денег, которые нам бы понадобились на другие – мирные — цели. Потому ДСНВ важен для всех.
Важно и то, что мы сохраняем стратегическую стабильность в мире, открываем возможности для дальнейших договорённостей по ограничению вооружений, а этих возможностей очень много. И мы ценим свою подпись под международными договорами.
Никаких иллюзий в отношении Соединённых Штатов Америки нет: они будут раскачивать ситуацию в России. И все же мы должны быть готовы к диалогу.
И я как руководитель парламентской группы по связям с конгрессом Соединённых Штатов Америки сейчас официально заявляю, что мы готовы к возобновлению диалога на любом уровне. Дума к этому готова всегда.
Договорённости заключаются только с сильными. И мы будем сильными, будем держать порох сухим и поддерживать наше качественное превосходство. Мы поддержим ратификацию.
Госдума единогласно ратифицировала соглашение о продлении Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке