10 июня 2025 года на кафедре экономики инновационного развития состоялся научный семинар на тему «Влияние искусственного интеллекта на развитие человеческого капитала»

Открыла научный семинар заместитель декана по научной работе, заведующая кафедрой экономики инновационного развития, д.э.н., профессор Марианна Кудина. В своем выступлении она акцентировала внимание слушателей на стратегической роли человеческого капитала как основного ресурса устойчивого развития в эпоху стремительных технологических изменений. В докладе были подробно раскрыты ключевые аспекты влияния ИИ: автоматизация трудовых процессов, изменение структуры занятости, необходимость формирования новых компетенций и трансформации системы образования.

Профессор Марианна Кудина подчеркнула, что гибкость и способность к непрерывному обучению являются ключевыми качествами современного профессионала. Особое внимание она уделила вопросам цифрового неравенства, рискам вытеснения низкоквалифицированных работников, необходимости разработки эффективной государственной политики в сфере поддержки переподготовки и социальной адаптации к новым реалиям жизни. Были приведены конкретные примеры практического применения ИИ: от интеллектуальных помощников и аналитических систем в бизнесе до предиктивной аналитики в здравоохранении и умных систем мониторинга в городской инфраструктуре.

Профессор Марианна Кудина отметила, что технологии ИИ уже сегодня активно применяются в промышленности — для контроля качества продукции и прогнозного обслуживания оборудования, в финансовой сфере — для анализа рисков и противодействия мошенничеству. Важный акцент был сделан на роли ИИ в расширении доступности образования, повышении эффективности преподавания и персонализации траекторий обучения. Она также подчеркнула перспективы использования ИИ в сфере управления — для принятия более обоснованных решений на основе больших данных и в разработке «умной» социальной политики, ориентированной на потребности конкретных групп населения.

Завершая свое выступление, профессор Марианна Кудина отметила, что ИИ — это не только технологический вызов, но и шанс для качественной трансформации человеческого капитала. От слаженной работы научного сообщества, образовательных учреждений, бизнеса и государственных институтов зависит, сможет ли общество использовать возможности ИИ для формирования инклюзивного, справедливого и благополучного будущего.

Профессор кафедры экономики инновационного развития, д.э.н. Анатолий Зуб выразил мнение, что проблемы, связанные с ИИ, гораздо ближе к нам, чем кажется на первый взгляд. Студенты активно используют возможности ИИ для подготовки текстов, что ставит перед педагогическим сообществом ряд новых задач, связанных с выявлением некорректных подходов к выполнению студентами учебных заданий. Использование автоматизированных систем оценки требует тщательной проверки алгоритмов на предмет предвзятости и обеспечения справедливости принимаемых решений. Преподавателям важно развивать компетенции в области распознавания материалов, созданных с использованием средств ИИ, в рамках подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций, а также эффективно интегрировать технологии ИИ в собственную профессиональную практику. Профессор Анатолий Зуб отметил, что повышение квалификации преподавателей в области использования современных информационных технологий должно стать приоритетным направлением развития системы образования, способствующим разработке инновационных методов ведения образовательного процесса.

Профессор кафедры экономики инновационного развития, д.э.н. Любовь Орлова высказала мнение о проблемах защиты прав интеллектуальной собственности в эпоху развития ИИ, отметив, что стремительное внедрение генеративных и аналитических алгоритмов создает новые вызовы для правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности. В своем выступлении она подчеркнула, что традиционные правовые конструкции не всегда применимы к продуктам, созданным с использованием ИИ, особенно в случаях, когда степень участия человека в творческом процессе минимальна. Профессор Любовь Орлова уделила особое внимание вопросам авторского права: кого следует считать автором произведения, созданного с участием ИИ, — разработчика алгоритма, пользователя системы или саму интеллектуальную систему как новый субъект? Эти вопросы, по ее мнению, требуют не только юридического осмысления, но и этико-философского подхода, учитывающего динамику взаимодействия человека и машинного интеллекта.

К.э.н., доцент кафедры ЭИР Анна Каширова в своем выступлении отметила, что ИИ – новый инструмент, радикальная инновация, полностью меняющая большинство производственных процессов в современных условиях. Поэтому владение навыками его использования становится неотъемлемой частью подготовки специалиста практически в любой сфере. Поиск наиболее правильных методов использования ИИ, в том числе в образовательном процессе, как ни парадоксально, стимулирует развитие естественного, живого интеллекта человека, а не ведёт к его деградации. Человек получает возможность решать задачи намного быстрее и в больших масштабах, чем ранее. Но именно человек с его растущими потребностями является главным потребителем и заказчиком всего производственного процесса товаров и услуг. Доцент Анна Каширова напомнила слушателям, что на факультете государственного управления учебные курсы по использованию ИИ уже включены в учебные программы для студентов и в программу повышения квалификации преподавателей. Спикером было отмечено, что в дальнейшем представляется целесообразным более активно применять этот инструмент в совместных научно-исследовательских проектах преподавателей и студентов (например, для обработки больших объёмов статистических и эмпирических данных в рамках работы Центра инновационного проектирования ФГУ).

К.э.н., доцент кафедры ЭИР Артём Гаврилюк в своем докладе подчеркнул, что технологии ИИ трансформируют рынок труда и предъявляют новые требования к профессиональным компетенциям. Развитие цифровых навыков становится основой профессионального успеха, а способность быстро адаптироваться к изменениям и осваивать новейшие технологии — ключевым фактором личной конкурентоспособности. В эпоху развития ИИ акцент смещается от механического выполнения задач к гибкости, креативности, умению работать с данными и взаимодействовать с цифровыми системами. В этом контексте, по мнению докладчика, необходимо переосмыслить роль работников: от пассивного исполнителя к активному участнику процесса создания и применения интеллектуальных технологий. В докладе было отмечено, что внедрение ИИ существенно меняет содержательную основу занятости: традиционные должности становятся многофункциональными, формируется спрос на метанавыки — осознанность, управление вниманием, самообучение, критическое мышление, эмоциональный интеллект и способность к самоорганизации. Эти качества позволяют человеку успешно адаптироваться к условиям неопределенности и высоким темпам технологических изменений.

В докладе подчеркивалось, что устойчивое развитие человеческого капитала возможно только при наличии системного подхода к подготовке кадров. Этому должны способствовать не только вузы, но и корпоративные программы, ориентированные на непрерывное обучение сотрудников. Ключевыми компетенциями становятся владение методами работы с большими данными, знание языков программирования, умение использовать аналитические инструменты для обработки информации, а также развитие навыков визуализации данных и построения на их основе логических моделей. Завершая свое выступление, спикер подчеркнул, что в связи с ускоренной цифровизацией важно не только совершенствовать технологии ИИ, но и одновременно развивать готовность человека к жизни и работе в условиях интенсивных технологических изменений. 

В обсуждении вопросов заявленной темы научного семинара приняли участие: заместитель декана по научной работе, заведующая кафедрой экономики инновационного развития, д.э.н., профессор Марианна Кудина, профессор кафедры экономики инновационного развития, д.э.н. Александр Воронов, профессор кафедры экономики инновационного развития, д.ф.н. Анатолий Зуб, профессор кафедры экономики инновационного развития, д.э.н. Любовь Орлова, доцент кафедры Тамара Батяева, доцент кафедры Илья Галкин, доцент кафедры Анна Каширова, доцент кафедры Ирина Чурзина, доцент кафедры Ольга Терентьева, доцент кафедры Ольга Зарайская, доцент кафедры Артём Гаврилюк, ст. преподаватель кафедры Зоя Тайбер, ассистент кафедры Мария Сухарева, ассистент кафедры Степан Сергеев и аспиранты 1 и 2 года обучения.