19-20 ноября на ФГУ состоится научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации»

20 ноября в 18.00 в ауд. А-619 Шуваловского корпуса МГУ в рамках проекта Лекторий ФГУ состоится открытая лекция председателя правления СДМ-Банка Максима Солнцева «Банковский маркетинг. Что вы знаете о банках, что банки знают о клиентах?»

21 ноября в 16.15 в ауд. Г-702 кафедра математических методов и информационных технологий в управлении проводит семинар по управлению знаниями

Статьям 76-го номера «Государственное управление. Электронный вестник» был присвоен Дискретный идентификатор объекта (DOI)










Актуальные проблемы теории и практики управления



17–19 апреля состоялась XVII выездная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики управления», в которой приняли участие студенты, аспиранты и преподаватели факультета государственного управления.

Выездная студенческая конференция — это мероприятие особого формата, в котором соединены с одной стороны, сугубо научно-исследовательские и образовательные задачи, а с другой — коммуникативные, направленные на личностный рост и развитие участников. Студентам предоставляется уникальная возможность проявить навыки и компетенции, которые обычно не задействованы в традиционном учебном процессе.

Программа конференции включала:

  • форсайт-сессию «Государственное управление в 2035 г.» (модератор — д.п.н., профессор А.И. Соловьев, к.п.н. А.Е. Коньков);
  • управленческая игротека (модератор — д.э.н., профессор Т.В. Зайцева);
  • круглый стол «Современные технологии управления» (модератор — к.э.н., доцент А.С.Царенко).

Первый модуль — форсайт-сессия — был ориентирован на ознакомление студентов с одной из самых перспективных и востребованных технологий моделирования и прогнозирования будущего, которая в настоящий момент активно применяется как российскими государственными органами, так и различными консалтинговыми фирмами и агентствами. Работая одним большим коллективом, студенты научились слушать друг друга, генерировать идеи, формировать теоретические модели и соотносить с ними собственные научно-практические исследования и в конечном счете сумели договориться об образе желательного будущего, в чем и состояла основная суть форсайта.

Второй модуль — «Управленческая игротека» — опирался на игры, разработанные самими студентами в рамках учебного курса «Основы управленческого консультирования». Всего было представлено четыре игры, выполненные в самых разных форматах: стратагема, викторина, квест и настольная игра. Активные методы обучения всегда встречают самый живой отклик у студентов. Но в этот раз реакция превзошла все ожидания: после того как участники сфотографировали одну из игр и выложили фото в группу факультета «ВКонтакте» — интернет «взорвался» восторженными откликами. В конце студенты — разработчики игр признались, что при подготовке игр им пришло выучить в три раза больше сведений по предмету, чем это было предусмотрено учебной программой.

Секция «Современные технологии управления» началась с дискуссии вокруг доклада студента третьего курса Кирилла Тасалова. Его доклад посвящался вопросам перехода к реализации концепции устойчивого развития в развитых государствах Европейского союза (Германии, Великобритании), а также предпосылкам внедрения указанной концепции в регионах Российской Федерации. Кирилл продемонстрировал глубокие знания по данному вопросу, вызвав у аудитории неподдельный интерес к излагаемой им теме. Затем его идеи были подхвачены и развиты другими студентами. В итоге дискуссию даже пришлось останавливать и буквально «выгонять» студентов на ужин.

Еще одной игрой, к которой в последний день выездной конференции обратились участники, была «Пивная игра» (англ. Beer Game), разработанная специалистами Слоуновской школы менеджмента развития (MIT Sloan School) в 60-х годах прошлого века, но не утратившая свою актуальность и по сей день. Описание «Пивной игры» можно встретить в книге Питера Сенге «Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации». На ФГУ первые игры были проведены преподавателями к.п.н. В.В. Солодовым и И.С. Кусовым, воодушевленными апологетом игр в управлении профессором Д.Н. Кавтарадзе. Продолжателем практики, модератором текущей игровой сессии выступил доцент кафедры теории и технологий управления, к.э.н. А.С. Царенко.

Участники разбились на четыре команды, каждая из которых заняла свое место в логистической цепи: 1) завод-производитель; 2) дистрибьютор; 3) оптовый поставщик; 4) розничный продавец. На каждом шаге команды получали заказ от своего покупателя, оформляли заказ своему поставщику, осуществляли внутренние складские операции (переместить товар из зоны приемки — на склад, со склада — в зону отгрузки, из зоны отгрузки — доставить покупателю и т. п.). Важно, что по условиям игры группы не имели права общаться между собой. Обмен информацией происходил только в виде осуществления заказов (розничный продавец — у оптовика, тот — у дистрибьютора, тот в свою очередь — у завода-производителя, последний же планирует процесс производства исходя из имеющихся заявок). Розничный продавец получал заказы от наблюдателя (ассистента модератора). Задача состояла в минимизации издержек, связанных с хранением продукции на складе и штрафными санкциями за невыполненные заказы (отсутствие продукции на складе в момент отгрузки из-за задержек транспортировки, а также связанных с заказом недостаточного количества продукции у предшествующего звена цепи).

Задача этой игры заключалась в том, чтобы показать, как и по какой причине формируется Bullwhip Effect («эффект хлыста») в логистических цепях. «Эффект хлыста» — ситуация, когда непредвиденное незначительное изменение спроса в одном из звеньев логистической цепи приводит к избытку либо дефициту товара у поставщика, его субпоставщиков и т. д., что ведет к срыву поставок, неудовлетворению спроса и, как следствие, к ухудшению финансовых показателей. Впервые этот эффект был отмечен компанией «Проктер энд Гэмбл»: при неизменных показателях рождаемости заказы на подгузники от дистрибьюторов носили хаотический, волновой характер. Причины этого эффекта просты: 1) временная задержка в обмене информацией; 2) использование различных методов прогнозирования спроса; 3) задержки в доставке товара; 4) разные периоды доставки и др. В качестве следствия можно выделить неравномерную по времени, а значит, неэффективную нагрузку на всех участников цепи поставки.

Главное, чему учит игра, — необходимости выстраивания эффективной коммуникации и координации со всеми участниками своей цепи поставок, чтобы избежать срывов, проблем с планированием и потери прибыли. Таким образом, подтверждается значимость одного из восьми основных принципов СМК ИСО, основанных на философии всеобщего управления качеством — взаимовыгодные отношения с поставщиками, так как реализация этого принципа требует идентификации основных поставщиков организации, установления с ними четких и открытых прямых связей обмена информацией, постановки общих целей.

Как и раньше, конференция была насыщена всевозможными познавательными мероприятиями, вызвавшими живой отклик и готовность студентов участвовать в научных исследованиях. Число желающих проявить себя в рамках факультета на полюбившейся студенческой площадке как всегда было значительно выше, чем количество выделенных мест. И все, кому посчастливилось посетить конференцию, остались очень довольны той атмосферой, что царила в прекрасном городе, имя которому Звенигород.

 Посмотреть фотографии

© ФГУ МГУ 2019
119992, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4; Тел.:+7(495) 939-53-38