Размещена видеозапись лекции Максима Фоменко "Трудное спасение": оборона Москвы в 1941 году"

3 декабря 2020 г. стартует обучение по программе повышения квалификации «Экологическая экспертиза»

С 1 ноября в рамках Договора о сотрудничестве ФГУ с компанией Statsoft Russia аспиранты ФГУ получили удаленный доступ к современным аналитическим технологиям

Приказ ректора МГУ от 13 ноября 2020 года "Об организации образовательной деятельности в Московском университете"













Информация

17 июня состоялась пресс-конференция В.А. Никонова

В понедельник, 17 июня, в пресс-центре РИА «Новости» состоялась пресс-конференция председателя комитета Государственной думы РФ по образованию, декана ФГУ В.А. Никонова, посвящённая предстоящему 19 июня обсуждению Госдумой во втором чтении проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (принят в первом чтении 17.10.12). По сути, В.А. Никонов высказался по самому широкому кругу  наиболее горячих вопросов из сферы образования. А вопросов этих в последнее время накопилось немало.

Новый законопроект, отметил Вячеслав Никонов, не уступает по объёму самому закону «Об образовании», депутаты трудились над ним все последние месяцы, и, по словам председателя Комитета Госдумы по образованию, «это была титаническая работа».

Важность нового законопроекта определяется, по словам Никонова, той ролью, которую играет образование в жизни общества:

— Я не считаю образование, как это часто делают, ещё одной отраслью  народного хозяйства. Сфера образования — это широкий круг проблем, который имеет отношение ко всей государственной политике.

Отметив, что положение, сложившееся в российской науке и образовании за последние двадцать лет, многими характеризуется как катастрофическое, Никонов заявил, что не склонен настолько драматизировать ситуацию. Он признал наличие серьёзнейших проблем: так, тираж научных журналов в 90-е годы XX века упал в 15 раз, а посещаемость библиотек даже в 20 раз (и не только из-за развития Интернета). Потеряно целое поколение, «которое должно было составить честь нашей науки». Тем не менее, убеждён он, как в российском школьном, так и в вузовском образовании вовсе не так всё беспросветно, как принято думать.

Средняя школа

Российские школьники, считает глава думского комитета по образованию, получают весьма достойное образование в начальной и средней школе. Проблемными остаются дошкольное и образование в старшей школе (10–11 классы).

О том, что количество дошкольников в последние годы резко увеличилось, а мест в детских садах попросту не хватает, хорошо известно. По словам Никонова, это большая политическая проблема, и решить её можно, резко увеличив финансирование детских садов.

Проблемы высшей школы возникают по причине существующей системы сдачи ЕГЭ, из-за которой школьники практически перестают учиться по тем предметам, по которым они не намерены сдавать экзамен. Впрочем, Никонов признал, что совсем избавиться от ЕГЭ уже не возможно: «Утка хромая, но убить эту утку вряд ли удастся. Люди привыкли к этому, поэтому систему ЕГЭ надо здорово усовершенствовать, но полностью отменить её вряд ли получится».

Выход из ситуации председатель комитета Госдумы по образованию видит в совершенствовании системы сдачи Единого госэкзамена, в частности, в переходе к системе «портфолио», когда итоговая оценка ученика будет формироваться на основании результатов по всем изучаемым в школе предметам. Кроме того, по мнению Никонова, ЕГЭ в его нынешнем виде «не учит говорить и писать».

Предложение Вячеслава Никонова — дополнить его устным экзаменом и сочинением. «Это тоже можно исправить, если ввести устный компонент по языкам и письменный компонент в виде сочинения в Единый госэкзамен по русскому языку и литературе. Либо в качестве отдельного испытания», — сказал он.

Когда подобные предложения имеют шанс воплотиться в жизнь, депутат не уточнил, однако, по его словам, вскоре неизбежно должна начаться работа и над поправками к «Закону об образовании». 

Высшее образование

Российская высшая школа, уверен Никонов, — это не только набор недостатков: бакалавриат в наших вузах даёт хорошее образование, чего нельзя сказать о магистратуре и аспирантуре. А ведь именно на этих уровнях в западных университетах и начинается становление полноценных специалистов.

Закон об образовании, подчеркнул Никонов, превращает аспирантуру — до сих пор довольно аморфную стадию обучения в российских вузах — в полноценную третью ступень высшей школы.

Эффективность вузов и Академии наук

Высказался Вячеслав Никонов, который, кстати, не только возглавляет факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, но и является преподавателем высшей школы с многолетним стажем, и в связи с полемикой вокруг Российской академии наук. Свою позицию он сформулировал чётко: к людям надо относиться с уважением. «В министерствах видят графики, коэффициенты, а ведь главное — это люди», — сказал он.

При этом депутат отметил хроническую недофинансированность российской науки при сохранении тревожной тенденции к дальнейшему сокращению ассигнований. И это на фоне роста вложений в науку и образование во всём мире.

Высказался Никонов и за сокращение неэффективных вузов: «Нужна серьёзная точечная работа по выявлению вузов, в которых ничему не учат, а только выдают дипломы. Таких много», — суммировал он.

В современной России вчетверо больше вузов на душу населения, чем было в РСФСР, значительно выше и обеспеченность бюджетными местами. Проблема, таким образом, не в доступности высшего образования, а в его качестве. «По количеству людей с высшим образованием у нас одно из первых мест в мире, но чем мы будем их занимать?» — задался вопросом Никонов. В пользу неизбежного сокращения количества вузов он привёл и ещё аргумент: в последние годы в силу демографических проблем в России серьёзно сократилось количество выпускников школ.

Он также заявил, что не согласен с проведённой недавно оценкой эффективности вузов, в результате которой в список неэффективных попали (в том числе необоснованно) многие уважаемые российские университеты. Помимо частных претензий к методике, Никонов не согласен с самим принципом публичной «порки» вузов.  «Понятие «неэффективный вуз» — удар по репутации. Мы должны её создавать, а не разрушать. Если мы хотим выступать в качестве мирового образовательного центра, нельзя дискредитировать свою систему образования. И так доля России на мировом образовательном рынке составляет всего 1%», — заявил он.

Научная аттестация: диссертации и звания

Понятно, что круг проблем в российском образовании значительно шире. По словам Никонова, многие из них члены комитета по образованию ГД РФ постарались учесть в новом законопроекте.

Среди наиболее горячо обсуждаемых тем — вопрос об аттестации научных кадров. Тема стала по-настоящему политической после последних громких скандалов с диссертациями высокопоставленных чиновников. Однако проблема намного серьёзнее, поскольку, по словам Никонова, среди обсуждавшихся предложений были и такие, которые предполагали полное разрушение отечественной системы аттестации и переход на западную модель. Согласиться с таким радикальным подходом Никонов не может, и, заверил он присутствовавших журналистов, отечественную «систему аттестации кадров в целом удалось отстоять».

— Не нужно ломать то, что уже построено. Мы не считаем, что существующая на Западе система обязательно актуальна и у нас, — считает глава думского комитета по образованию.

Отметив, что с присоединением к Болонскому процессу совмещать российскую систему научных званий и научных работ с западной всё же необходимо, он призвал в этом процессе к осторожности. Так, предложение вроде упразднения Высшей аттестационной комиссии (ВАК) и передачи права присуждения научных званий вузам могло бы привести к полной девальвации системы научных степеней и потере контроля над этим процессом. В то же время Никонов не отрицает, что ряд ведущих российских вузов, по согласованию с ВАКом, может быть наделён этим правом.

Вопросов в ходе пресс-конференции главе комитета по образованию было задано немало. Среди них и что делать с ЕГЭ, и как быть с уличёнными в плагиате чиновниками, и не стоит ли вернуть в вузы систему распределения выпускников, и нужен ли в России единый учебник истории?

Кстати, по поводу последнего Вячеслав Никонов, сам профессиональный историк, призвал не драматизировать ситуацию, отметив, что в действительности речь идёт о единой линейке, состоящей минимум из 14 учебников. По его словам, главная проблема будущего учебника не в том, как там будут трактоваться спорные вопросы истории (в профессионализме работающей над рекомендациями к учебнику комиссии он не сомневается). Но скорее, в том, чтобы он получился интересным, профессиональным и (что при наличии массы доступных в Интернете исследований и архивных источников особенно важно) — мультимедийным.

 Посмотреть видео

Борис Серов

18.06.2013
© ФГУ МГУ 2020
119992, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4; Тел.:+7(495) 939-53-38