5 декабря 2020 г. стартует обучение по программе повышения квалификации «Практические инструменты построения эффективной системы HR-аналитики»

3 декабря 2020 г. стартовало обучение по программе повышения квалификации «Экологическая экспертиза»

1 декабря 2020 г. стартовало обучение по программе повышения квалификации «Вопросы реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации»

Размещена видеозапись лекции Максима Фоменко "Трудное спасение": оборона Москвы в 1941 году"













Информация

В.А. Никонов провел круглый стол по вопросам аттестации научных кадров

Комитет Госдумы по образованию во вторник, 21 мая, провел круглый стол по теме «Об основных направлениях развития и совершенствования нормативной правовой базы системы аттестации научных кадров высшей квалификации».

Последнее время было много дискуссий по системе аттестации высших научных кадров, напомнил, открывая заседание, председатель комитета Госдумы по образованию, декан ФГУ В.А. Никонов. В ходе этих дискуссий появилось несколько «развилок», которые и было предложено обсудить в рамках круглого стола.

Например, возник вопрос: нужно ли сохранять сложившуюся систему аттестации, или необходим переход к западной системе аттестации PhD?

«Конечно, идея PhD очень заманчива, - отметил Никонов. - Она логична с точки зрения нашей интеграции в Болонский процесс, интеграции российской науки в мировую. Однако замечу - история настраивает нас на осторожность. Уже был период, когда у нас отменялись степени кандидатов наук как «мракобесные и уходящие в мрачное царское прошлое» (1920-е годы). Потом система восстанавливалась много лет, и в дальнейшем она себя оправдала».

Еще один спорный вопрос – ученые звания. «Часто звучали в последнее время предложения о том, что ученые звания надо ликвидировать как лишние. Позиция комитета заключается в том, что отмена существующей системы грозит масштабной «девальвацией дипломов» и может обидеть множество людей, которые шли к этим званиям долгие годы», - подчеркнул Никонов.

Не менее дискуссионный вопрос: кем должны присваиваться ученые степени и кем подписывается диплом. Сейчас существуют и обсуждаются три варианта. Первый – присваивают степень вузы, а дипломы подписывают ректоры; второй – присваивают ведущие вузы и научные центры, подписывают ректоры или директоры; третий вариант - присваивает ВАК с подписью одного из руководителей Министерства образования и науки.

При первом варианте почти неизбежна высокая степень беспорядка и коррупции и низкое качество работ, отметил парламентарий. «Второй вариант я лично готов был бы поддержать, если бы не проблема критериев отнесения к ведущим вузам и научным центрам», - подчеркнул Никонов. Пока, по его мнению, наиболее приемлем третий вариант.

 Как известно, закон «Об образовании» ввел третий уровень образования – аспирантуру. «Это открывает для нас хорошие возможности, потому что именно на этой образовательной ступени мы сильно отставали от западных стран, - отметил Никонов. - Комитет считает, что нужно установить требование по обязательному обучению для тех, кто защищает кандидатскую диссертацию. Конечно, предусмотрев определенный переходный период. Что касается докторантуры, то представители некоторых ведомств считают ее ненужной. Я тоже не вполне уверен в ее необходимости. Но мы проводили заседания наших экспертных советов, и общее мнение (прежде всего, представителей региональных вузов) - докторантура все-таки нужна».

По теме надбавок за степень дискуссий не возникло - и в комитете, и в Минобрнауки уверены: надбавки могут быть включены в базовую ставку, поскольку это выгоднее, так как базовая ставка подвергается индексации.

В завершение выступления глава комитета призывал представителей исполнительной власти и профессионального сообщества к диалогу, чтобы совместно выработать комплекс мер, который позволит «искоренить халтуру и коррупцию» в системе аттестации научных кадров.

Пресс-служба ФГУ

22.05.2013
© ФГУ МГУ 2020
119992, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4; Тел.:+7(495) 939-53-38