С 18 по 20 сентября в Дальневосточном федеральном округе пройдет обучающий семинар «Реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации»

Приказом декана факультета государственного управления В.А. Никонова №131-06/162 от 04 сентября 2019 г. сформирована рабочая группа по развитию и продвижению факультета

Опубликован список межфакультетских курсов (МФК), которые преподаватели ФГУ прочитают в осеннем семестре 2019-2020 учебного года

Продолжается набор на подготовительные курсы на 2019/2020 учебный год








Информация

В.А. Никонов: Уровень образования в России достаточно высок

Госдума готовится рассмотреть во втором чтении законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Предполагается, что дискуссия будет достаточно острой, т.к. после первого чтения к проекту предложен целый ряд поправок. 27 ноября «Российская газета» опубликовала несколько материалов, посвященных данной теме, которые по просьбе газеты прокомментировал декан ФГУ В.А. Никонов.  

В.А. Никонов, декан факультета госуправления МГУ, первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир»: 

– Прежде чем принимать какие-то решения, нужно как минимум сделать четкие критерии поступления в университет. Пока что эти рамки у некоторых вузов размыты. В современной России такое понятие, например, как "троечник", отходит на второй план, поскольку знания оцениваются по результатам ЕГЭ. В принципе, неплохая идея повысить балл поступления, о чем "Российская газета" пишет на 1-й и 14-й полосах. Но здесь появится несколько подводных камней. Во-первых, оценка зачастую выставляется общая. И если абитуриент в каком-то предмете не показал себя с лучшей стороны, он может наверстать упущенное за счет другой дисциплины. Во-вторых, неправильно детей совсем лишать возможности учиться и тем портить им жизнь. Хотя мне порой кажется, что у нас сейчас в вузы поступает больше людей, чем школы заканчивают, и мало у кого возникают с этим проблемы.

Такая система, когда человек, не выдержав экзамен, лишается жизненных перспектив, существует в ряде стран. Прежде всего, на Востоке. Например, в Японии этим объясняется большое количество самоубийств среди молодежи. Но все-таки в большинстве цивилизованных государств возможность для людей учиться независимо от результатов их экзаменов – это своего рода правило.

Лучший стимул для школьников достойно учиться – это обещание хорошей жизни в будущем. Но в первую очередь отличники должны иметь какие-то преимущества перед теми, кто учится не очень. У нас, к сожалению, не всегда это работает. Самая удобная система наказаний и поощрений выработана уже столетиями - оценка знаний и отчисление за неуспеваемость. Ничего нового тут придумывать не нужно. Если человек хорошо учится и добивается успехов в образовании, как правило, он добивается и лучших результатов в жизни. Это называется меритократией – системой продвижения по заслугам. Особенно она выражена в Китае, где хорошие ученики – востребованные специалисты. Это некий идеал, к которому надо стремиться, учитывая, правда, специфику каждого государства. Но он нигде пока в полной мере не реализован.

Мне кажется, уровень образования в России достаточно высок, о чем свидетельствует тот факт, что в последние годы вы найдете немного западных университетов, где бы ни преподавали наши соотечественники. Другой вопрос, что многие из них уехали отсюда еще в девяностые - в поисках достойного заработка. И весь цвет нашей науки теперь является цветом науки заграничной. Прибавьте к этому недостаточное финансирование образования – и получится результат, который мы теперь имеем. Сейчас уже идет обратный процесс – люди, в том числе состоявшиеся, возвращаются в страну. Процесс восстановления будет длительным, но я уверен, что он достигнет своих положительных результатов.

Пресс-служба ФГУ

27.11.2012
© ФГУ МГУ 2019
119992, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4; Тел.:+7(495) 939-53-38