1 декабря 2020 г. в 19.00 состоится тематическая дискуссия по теме: «Доказательный менеджмент – принятие управленческих решений на основе данных и имеющихся доказательств»

5 декабря 2020 г. стартует обучение по программе повышения квалификации «Практические инструменты построения эффективной системы HR-аналитики»

Размещена видеозапись лекции Максима Фоменко "Трудное спасение": оборона Москвы в 1941 году"

3 декабря 2020 г. стартует обучение по программе повышения квалификации «Экологическая экспертиза»













Информация

Вячеслав Никонов: Необходимо увеличивать бюджетные квоты на обучение иностранных учащихся в российских вузах

12 февраля председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов принял участие в парламентских слушаниях, посвященных реализации стратегической задачи по увеличению количества иностранных граждан, в том числе соотечественников, обучающихся в российских вузах.

Слушания подготовлены и проведены Комитетом ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.

В начале выступления Вячеслав Никонов сделал краткий обзор состояния и динамики экспорта отечественных образовательных услуг.

Депутат напомнил, что в Советском Союзе максимальное число иностранных студентов было достигнуто в 1990-м году – 89 тысяч человек, или 2,6 процента от общего числа студентов. Минимум был в 1995-1996 учебном году – 52 тысячи. Сейчас в России обучается около 320 тысяч зарубежных студентов, или 8 процентов от общего количества студентов в стране. В МГУ эта цифра достигает 25 процентов. 

«Динамика хорошая. Россия входит в число стран-лидеров по экспорту образовательных услуг, на нашу страну приходится примерно 7 процентов мирового экспорта в этой сфере», - сказал Никонов.

Депутат сообщил, что в прошлом году российские вузы заработали на экспорте образования порядка 100 млрд рублей. 

По словам парламентария, к числу наиболее востребованных направлений относятся медицина, экономика и управление, педагогика, филология, геология и нефтегазовая отрасль. 

«Наше образование интересно для зарубежных студентов и по соотношению «цена – качество», так как подавляющее число студентов платит за свое обучение, - объяснил глава профильного Комитета. - Наибольший прирост дает Китай, где все высшее образование платное, а российское образование оказывается дешевле, чем в КНР». 

Никонов отметил, что «сейчас стоит задача существенного увеличения числа иностранных студентов, в ближайшие годы мы должны довести их количество до 700 тысяч человек». С точки зрения парламентария, этот результат вполне достижим. 

«Абсолютно поддерживаю практику предоставления иностранным студентам квот на бесплатное обучение, а также идею увеличения этих квот, - подчеркнул депутат. - Это не только инструмент «мягкой силы» и способ привлечения в наши вузы талантливой молодежи, победителей олимпиад. Существует проблема неплатежеспособности студентов из ряда стран. Говорю об этом не понаслышке. У фонда «Русский мир» одна из самых крупных статей расходов – это оплата кубинским студентам проезда в Россию и обратно». 

Приоритетным вопросом Никонов назвал обучение иностранцев русскому языку.

«Здесь решение заключается в расширении курсов русского языка как иностранного в нашей стране и преподавании русского за рубежом, чем занимаются Россотрудничество и фонд «Русский мир», - рассказал парламентарий.

Кроме того, он напомнил, что экспорт образовательных услуг в мире в основном осуществляется на английском языке. В России ряд вузов тоже использует эту практику, тем самым увеличивая число студентов из-за рубежа.

Серьезными факторами наращивания экспорта образования Никонов назвал расширение филиальной сети российских университетов за рубежом, совершенствование визового режима и системы информирования о российских образовательных услугах, эффективную организацию практической подготовки студентов, модернизацию вузовской инфраструктуры, в том числе общежитий, формирование ассоциаций выпускников.

 «Важный момент – семестровые программы, система кредитов, летние школы, когда студенты приезжают не на полный срок, а для изучения конкретных программ. Во всем мире международные студенческие обмены – это, прежде всего, летние курсы. У нас летом вузы отдыхают, а в тех странах, с которыми мы конкурируем, - активно работают, как в том же Китае», - посетовал парламентарий.

Поскольку рейтинги вузов, которые составляются на Западе, вызывают оправданный скептицизм, то, по мнению Никонова, «нам нужно развивать и продвигать собственные рейтинги вузов, сориентированные на страны, входящие в наше образовательное пространство, - СНГ, БРИКС». 

В завершении Вячеслав Никонов подчеркнул необходимость стратегического подхода к решению задачи привлечения иностранных граждан в российские вузы.

«Дума приняла закон о стратегическом планировании. К сожалению, и Комитет об этом говорит постоянно, у нас нет стратегии развития образования и, соответственно, нет подраздела этой стратегии, посвященного высшему образованию для иностранных обучающихся, что позволило бы скоординировать усилия многих структур, которые занимаются экспортом образовательных услуг», - заключил Никонов.

 

Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке

12.02.2020
© ФГУ МГУ 2020
119992, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4; Тел.:+7(495) 939-53-38