С 18 по 20 сентября в Дальневосточном федеральном округе пройдет обучающий семинар «Реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации»

Приказом декана факультета государственного управления В.А. Никонова №131-06/162 от 04 сентября 2019 г. сформирована рабочая группа по развитию и продвижению факультета

Опубликован список межфакультетских курсов (МФК), которые преподаватели ФГУ прочитают в осеннем семестре 2019-2020 учебного года

Продолжается набор на подготовительные курсы на 2019/2020 учебный год








Информация

Вячеслав Никонов: необходимо менять подход к финансированию отраслевых вузов

Комитет Госдумы по образованию и науке на заседании 19 сентября подвел итоги парламентских слушаний о совершенствовании механизмов финансирования отраслевых вузов.

По результатам парламентских слушаний, состоявшихся 20 июля 2017 года, Комитет принял рекомендации, которые будут направлены Правительству РФ, Министерству образования, Министерству финансов, отраслевым федеральным министерствам, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

По словам председателя Комитета Вячеслава Никонова, переход к бюджетному финансированию вузов на основе базовых нормативов финансирования и коэффициентов дифференциации привел к снижению общего объема финансирования значительного числа высших учебных заведений.

По данным Российской ассоциации исследования образования, удельные затраты на одного студента в рамках субсидии по выполнению госзадания у разных вузов могут различаться более чем в четыре раза. 

В вузах с низкими удельными затратами планируемая субсидия фактически полностью уходит на покрытие расходов по оплате труда. На другие расходы, связанные с содержанием имущественного комплекса и обеспечением учебного процесса, бюджетных ассигнований не хватает. При этом вузы, финансовое положение которых осложнилось, сосредоточены преимущественно в экономически слабо развитых, дотационных регионах. Сбои в их деятельности, в свою очередь, могут породить целый ряд социально-экономических проблем.

«Корректирующие коэффициенты, назначаемые вузам, в том числе, например, за право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, высокий и средний балл ЕГЭ, научный потенциал организации, дают значительное преимущество ведущим университетам. Более слабые вузы оказываются недофинансированными даже с учетом этих коэффициентов. Кроме того, корректирующие коэффициенты далеко не всегда применяются в отношении отраслевых вузов», — отметил Никонов.

По мнению депутата, коэффициенты должны применяться ко всем вузам, независимо от их ведомственной принадлежности.

 «Не в полной мере выделяются средства на решение задачи повышения заработной платы научно-педагогическим работникам в отраслевых вузах. Это побуждает вузы сокращать профессорско-преподавательские составы, повышать учебную нагрузку на оставшихся преподавателей», — констатировал Никонов.

«Еще одна большая проблема: при финансировании вузов учитываются только затраты на текущее содержание имущества, — сказал глава Комитета. — При этом 70 процентов аудиторных фондов введены в эксплуатацию 50 и более лет назад и нуждаются в капитальном ремонте. Разрушаются здания, деньги на ремонт не выделяются вообще. По учебно-экспериментальной базе единственным источником финансирования являются внебюджетные средства, а их явно недостаточно. Руководители вузов получают предписания по нарушениям от пожарных, санитарно-эпидемиологических служб и так далее. Таких предписаний уже выписано на 51 миллиард рублей. Эти средства вообще не предусмотрены — нигде и никак. А невыплата этих денег означает уголовное преследование руководителей высших учебных заведений».

По информации, которую Комитет получил от федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении высшие учебные заведения, выделенные им по состоянию на 1 января 2017 года бюджетные ассигнования на 10–12 процентов ниже ассигнований, которые выделялись по состоянию на 1 января 2016 года.

Глава Комитета назвал конкретные цифры. По линии Министерства сельского хозяйства недофинансирование составляет 3 миллиарда 762 миллиона рублей, по линии Минкультуры — 2 миллиарда 95 миллионов рублей, Минздрава — 5 миллиардов 227 миллионов, Министерства спорта — 974 миллиона, Министерства транспорта — 864 миллиона, по линии Федерального агентства воздушного транспорта — более 1 миллиарда рублей, Федерального агентства морского и речного транспорта — 639 миллионов, Федерального агентства железнодорожного транспорта — 980 миллионов рублей.

Министерство образования и науки Российской Федерации и подведомственные ему учреждения недофинансированы на 26,8 миллиарда рублей.

Никонов напомнил, что 17 февраля Госдума направила официальное обращение Председателю правительства, в котором выразила обеспокоенность усилившейся дифференциацией финансирования отраслевых вузов. «Известно, что Председатель правительства дал поручение министру финансов. Надеемся, эти вопросы будут решены, потому что они действительно носят вопиющий характер», — сказал Вячеслав Никонов, одновременно призвав и сами вузы подключиться к работе по совершенствованию финансирования, в том числе по корректировке коэффициентов. 

По итогам слушаний Правительству рекомендовано при работе над бюджетом 2018 года обеспечить финансирование отраслевых вузов на уровне не ниже действующих нормативов, предусмотрев средства на капремонт и обновление лабораторного фонда. Предложено также принять стратегию развития высшего образования на долгосрочный период, определив в ней перспективы развития отраслевых учебных заведений, и концепцию территориального развития вузов, основанную на стратегии развития отраслей экономики. Кроме того, в документе назван целый ряд мер, реализация которых позволит изменить подход к финансированию отраслевых вузов и более четко учитывать их особенности.

Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке

20.09.2017
© ФГУ МГУ 2019
119992, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4; Тел.:+7(495) 939-53-38