С 18 по 20 сентября в Дальневосточном федеральном округе пройдет обучающий семинар «Реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации»

Приказом декана факультета государственного управления В.А. Никонова №131-06/162 от 04 сентября 2019 г. сформирована рабочая группа по развитию и продвижению факультета

Опубликован список межфакультетских курсов (МФК), которые преподаватели ФГУ прочитают в осеннем семестре 2019-2020 учебного года

Продолжается набор на подготовительные курсы на 2019/2020 учебный год








Информация

В.А. Никонов: Конституция 2004 года не дает Украине гарантий политической стабильности

Председатель Комитета Госдумы по образованию, известный политолог, декан факультета госуправления МГУ ответил на вопросы ИА «Медиафакс».

ВОПРОС: Вячеслав Алексеевич, ситуация на Украине продолжает оставаться напряженной. Новая власть в Киеве надеется, что возвращение страны к Конституции 2004 года может укрепить стабильность в «незалежной». Разделяете ли Вы такой оптимизм?

ОТВЕТ: Я негативно оцениваю Конституцию 2004 года, так как ее в свое время создал Леонид Кучма, собираясь занять пост сильного премьера после того, когда он уйдет с поста президента. Мы помним также, что эта Конституция привела к кризису власти после избрания Виктора Ющенко президентом, а Юлии Тимошенко – премьер-министром. И эта конституционная схема просто парализовала деятельность украинского правительства. Сейчас эта Конституция тем более не укрепит стабильность, так как в нынешней Верховной раде любое большинство будет неустойчивым, и все договоренности будут быстро нарушаться. Эта схема Конституции 2004 года не дает гарантии политической стабильности Украине. Напротив, она может усугубить экономические трудности. А между тем Украине грозит дефолт.

ВОПРОС: Как Вы оцениваете посредническую миссию стран ЕС в разгар кризиса власти, когда Янукович еще оставался у власти?

ОТВЕТ: Вызывает недоумение тот факт, что министры иностранных дел стран ЕС европейских государств бесцеремонно вмешивались во внутренние дела Украины и указывали Виктору Януковичу, какие решения ему надо принимать. Когда политики извне приезжают и подписывают документ в отношении внутренней ситуации в другой стране, это означает, что у этой страны нет суверенитета. Вы можете представить подобную ситуацию в отношении другой суверенной страны. Представьте, в Европе политический кризис, приезжают три министра иностранных дел соседних стран и вместе с представителем государства разрабатывают план конституционных реформ. Это можно представить в отношении банановой страны. В отношении суверенной страны это достаточно сложно.

ВОПРОС: Считаете ли Вы случайным тот факт, что кризис власти в Киеве и трагические события на Майдане произошли в самый разгар Олимпиады в Сочи?

ОТВЕТ: Еще в преддверии Олимпиады в Сочи, выступая по российскому каналу, я заявил, что я не верю, что Олимпиада в Сочи пройдет без аккомпанемента фейерверка на Украине. Мне трудно это было представить. Мы помним день открытия Пекинской Олимпиады, когда весь мир наблюдал не за тем, как открывается Олимпиада, а за событиями в Южной Осетии. Я не исключаю, что синхронизация была не случайной, и ничто не предвещало острой фазы и стрельбы именно в тот момент, когда Олимпиада подошла к достаточно высокой точке. Даже многие западные телекомпании, которые весьма критично оценивали начало Олимпиады, впоследствии сменили свой тон. И в этот момент Олимпиаду затмили события на Украине. Случайно ли это? Я в такие случайности не верю.

ВОПРОС: В Киеве формируется новое правительство. С каким премьер-министром Россия хотела бы сотрудничать?

ОТВЕТ: Россия будет работать с любым премьером, который будет законно избран. Для нас Украина – это братский народ. Украина – наш пятый торговый партнер, у нас огромные экономические связи. Поэтому Россия не заинтересована в углублении экономического кризиса на Украине. Мы рассматриваем Украину в качестве очень важного своего партнера, независимо от ее будущей ориентации. Но есть один важный момент. Для России, естественно, есть большая жирная красная черта, которую Украина не должна переступить. Это членство Украины в НАТО. Это вопрос для нашей страны экзистенциальный, это вопрос выживания нашей страны. И Россия будет предпринимать любые дипломатические шаги, чтобы не допустить этого. Что же касается членства Украины в Евросоюзе, то этот вопрос в повестке дня не стоит. Я хотел бы напомнить, что проект Соглашения об ассоциации Украины и ЕС не предполагал членства Украины в ЕС. Это соглашение было невыгодно Украине в плане ее отношений с Россией. Ибо в этом случае пришлось бы воздвигать таможенные барьеры между странами, которые являются крупнейшими торговыми партнерами. Конечно, мы примем любой суверенный выбор Украины, но при этом будем высказывать свое мнение относительно того, как выстраиваются отношения с третьими странами. Будет все зависеть от того, насколько украинский народ будет эти отношения реализовывать.

ВОПРОС: Как Вы оцениваете идею выхода Крыма из состава Украины?

ОТВЕТ: Россия выступает за территориальную целостность Украины, мы заинтересованы в том, чтобы там была стабильность. Любые расколы опасны.

ВОПРОС: Может ли Россия отказаться от ранее достигнутых с Киевом договоренностей о ценах на газ и о кредите в размере 15 млрд долларов?

ОТВЕТ: Россия, безусловно, будет выполнять взятые на себя обязательства, она заинтересована в том, чтобы экономика Украины была стабильной. Но весь вопрос в том, кому выделять транш. Правительства Украины сейчас нет. Непонятно, кому выделять деньги. Однако уточню. Речь не шла о выделении траншей. Это была покупка Россией долговых обязательств Украины, выпущенных на Ирландской бирже. Напомню, что Ирландская биржа не выпустила никаких украинских обязательств. И собственно России выкупать нечего. Со стороны России обязательства существуют, но деньги не могут быть выпущены в никуда. Деньги должны быть направлены в какие-то долговые инструменты, и они должны быть направлены в адрес правительства, которое может этими средствами распорядиться.

ВОПРОС: Возможен ли «План Маршалла» стран Запада для Украины?

ОТВЕТ: На Западе сейчас нет свободных денег. Обещания даны, и они могут быть реализованы через МВФ, куда деньги вносит и Россия. Она является одним из ведущих доноров. Но все западные кредиты обусловлены реформами. Европа увязывает предоставление финансовой помощи Киеву с повышением коммунальных платежей и сокращением социальных расходов. И в будущем, я уверен, МВФ будет увязывать свою помощь с выполнением еще более жестких условий. В этом году Украине надо отдать 9 млрд долларов в качестве выплаты по долгам. Это и долги России, и долги западным странам. Из каких источников правительство Украины будет возвращать эти долги в ситуации, когда казна пуста, пока неясно.

- Спасибо за интервью.

Беседу вел политический обозреватель Айдын Мехтиев

27.02.2014
© ФГУ МГУ 2019
119992, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4; Тел.:+7(495) 939-53-38