Размещена видеозапись лекции Максима Фоменко "Трудное спасение": оборона Москвы в 1941 году"

3 декабря 2020 г. стартует обучение по программе повышения квалификации «Экологическая экспертиза»

С 1 ноября в рамках Договора о сотрудничестве ФГУ с компанией Statsoft Russia аспиранты ФГУ получили удаленный доступ к современным аналитическим технологиям

Приказ ректора МГУ от 13 ноября 2020 года "Об организации образовательной деятельности в Московском университете"













Информация

В.А. Никонов выступил в Госдуме на заседании Совета по образованию и науке

31 января в Государственной Думе состоялось заседание Совета по образованию и науке при Председателе Госдумы. На заседании с докладом выступил председатель Комитета Госдумы по образованию В.А. Никонов. Он, в частности, сказал: 

– 1 сентября 2013 года выступил в силу новый закон об образовании. В целом, серьезных рекламаций в закон не поступило, значит, он работает.

В то же время мы видим ряд разделов, которые я назвал бы «спящими», – по разным причинам они пока не реализуются в полной мере. Это, во-первых, сетевое взаимодействие образовательных организаций, это применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, формирование электронных библиотек, это профессиональная общественная аккредитация образовательных программ. Хотелось бы надеяться, что эти нормы «спят» временно, – по крайней мере, мы видим достаточно серьезный интерес в обществе к реализации этих положений закона об образовании.

По нескольким направлениям ведется тонкая настройка – это законопроекты, исправляющие ряд моментов, которые вызвали резонанс в обществе.

Во-первых, 24 января Госдума приняла закон о предоставлении льгот при приеме на программы бакалавриата и специалитета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Второе – проблема расчета платы за проживание студентов в общежитиях. Проведенный летом 2013 года мониторинг показал, что в вузах произошло заметное увеличение платы за проживание в общежитиях, в результате в Госдуму были внесено три законопроекта об уточнении порядка ее расчета. Была проведена большая работа и с министерствами, и во фракции «Единая Россия», и я надеюсь, что уже в феврале мы рассмотрим в первом чтении соответствующие поправки в закон об образовании и в Жилищный кодекс РФ.

Третья законодательная инициатива связана с предоставлением студентам права бесплатного посещения государственных и муниципальных музеев. Мы реализуем это право через поправки в закон о культуре – в первом чтении законопроект уже принят, сейчас ведется подготовка ко второму чтению, которое состоится уже в феврале. Я надеюсь, что закон в целом будет также принят в феврале.

Четвертое, предстоит обсуждение поправок, связанных с требованиями к одежде обучающихся. Это действительно важный вопрос, он вызывает серьезный интерес в обществе и большие экономические последствия. По оценкам ряда экспертов, расходы на приобретение школьной формы будут составлять до 30 млрд рублей.

Пятая инициатива связана с предложениями дополнить закон об образовании нормами о поощрении обучающихся за высокие достижения в учебе. В законе пока установлено, что есть такое право – поощрение, но механизма его реализации нет. К тому же Минобрнауки в сентябре отменило вручение лучшим ученикам золотых и серебряных медалей по окончании школ. Ситуацию надо поправлять, и мы готовим соответствующие предложения.

Благодаря поправке, внесенной Председателем Госдумы С.Е. Нарышкиным, появилась норма о том, что Правительство Российской Федерации ежегодно представляет Федеральному Собранию доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на официальном сайте. Но, к сожалению, до сих пор мы не имеем никакой информации о том, как Правительство реализует эту норму, поэтому приняли решение рассмотреть в апреле на заседании комитета специальный вопрос – о докладе Правительства о реализации государственной политики в сфере образования и надеемся, что министерство примет самое деятельное участие в его подготовке.

Особая тема: что потребуется для реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в части совершенствования системы образования.

Мы здесь видим три основные задачи. Первая – уже называвшаяся проблема упорядочивания платы за проживание в общежитии, она решается, и, надеюсь, в апреле необходимые поправки будут приняты.

Вторая задача – это предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение, результаты которого наряду с ЕГЭ будут учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения. Нам кажется, что это сочинение могло бы стать частью «портфолио» школьников, в которое, наряду с сочинением, могли бы войти победы на олимпиадах и поощрения за успехи в учебе, те же самые медали, если они будут, внеучебные достижения и так далее. В рамках реализации это предложение потребует внесения изменений в законодательство, но прежде чем приступить к подготовке соответствующих поправок, нужно принять политическое решение о поддержке предложенного подхода по учету результатов сочинения.

И третья задача – это ускорить принятие правовых актов, которые позволят российским вузам развивать массовое дистанционное образование, ориентированное прежде всего на наших соотечественников и граждан СНГ. По мнению комитета, с точки зрения законодательства все возможности массового применения электронного обучения при помощи дистанционных образовательных технологий уже имеются, не хватает нормативного регулирования на подзаконном уровне. Комитет принял решение провести в мае этого года парламентские слушания на тему нормативного обеспечения реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию

31.01.2014
© ФГУ МГУ 2020
119992, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4; Тел.:+7(495) 939-53-38