С 18 по 20 сентября в Дальневосточном федеральном округе пройдет обучающий семинар «Реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации»

Приказом декана факультета государственного управления В.А. Никонова №131-06/162 от 04 сентября 2019 г. сформирована рабочая группа по развитию и продвижению факультета

Опубликован список межфакультетских курсов (МФК), которые преподаватели ФГУ прочитают в осеннем семестре 2019-2020 учебного года

Продолжается набор на подготовительные курсы на 2019/2020 учебный год








Новости

Междисциплинарный семинар «Управление знаниями» на ФГУ

На факультете государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова 27 января прошел очередной междисциплинарный семинар секции «Управления знанием» Научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивной науке.

Модераторами семинара выступили профессор Ю.Ю. Петрунин и доцент А.Ю. Алексеев. С основным докладом «Социальное проектирование: методологические заимствования из современной теории эволюции» выступил кандидат биологических наук, доцент экономического факультета МГУ, исполнительный вице-президент Нанотехнологического общества России Денис Сергеевич Андреюк.

Докладчик в своем выступлении обозначил следующие логические тезисы:

1. Значительная часть поведения человека и подавляющая часть его продуктивной профессиональной деятельности осуществляется по заранее заданным шаблонам и может быть представлена в виде совокупности алгоритмических программ. «Программирование» происходит в процессе обучения; базовые программы, например, для социального взаимодействия или самообеспечения,  закладываются в ходе взросления и становления личности, а программы, связанные с профессиональной деятельностью, формируются в ходе профессионального обучения.

2. Поскольку профессиональное поведение реализуется шаблонно, профессиональную деятельность человека можно сопоставить с формированием и функционированием живых организмов. Логика структуры и функций живого организма также задана программами — последовательностями пар оснований в кодирующих частях молекул ДНК. Шаблонность правил, по которым строится живой организм, наследуемость генетических программ из поколения в поколение с высокой точностью воспроизведения и наличие некоторой вероятности внесения изменений в каждом цикле воспроизведения — все это легло в основу современного понимания механизмов видообразования (эволюции) на достаточно долгих временных интервалах существования живых организмов в условиях ресурсных ограничений.

3. Программы генетические и программы поведенческие имеют принципиально разную природу и существенно различаются по механизмам их реализации. Поэтому прямые аналогии проводить некорректно. Однако представляется целесообразным сопоставить биологические и социальные системы на уровне методологических подходов: фокусируя внимание на элементарных алгоритмах, исследователь вычленяет из всего множества программ те, которые наибольшим образом влияют на функциональные характеристики всей системы. После этого в выбранные программы искусственно вносятся изменения для того, чтобы вызвать желаемые изменения на уровне интегральных характеристик всей системы.

4. На основании методологического сопоставления предложен эксперимент по точечной коррекции поведенческих программ, предположительно оказывающих влияние на производительную функцию социальной системы. Речь идет об установке-убеждении, что конструктивная деятельность в условиях консервативного локального социума невозможна («Мне здесь все равно не дадут ничего сделать»). Такое убеждение распространено среди молодежи в малых городах на территории Российской Федерации. Это в значительной мере ограничивает мотивацию молодых людей к саморазвитию, освоению новых профессиональных знаний и навыков, препятствует выстраиванию эффективных карьерных траекторий и в конечном счете сдерживает экономическое развитие подобных муниципальных образований. В докладе был предложен механизм воздействия на данную установку путем вовлечения представителей молодежи в проектную деятельность, а также представлен план мероприятий по коррекции карьерных траекторий среди молодежи и представителей социально незащищенных групп населения.

В ходе обсуждения выступил доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН Аршинов Владимир Иванович. Рассматривая проблему эволюции социальных систем с точки зрения сложностной парадигмы, В.И. Аршинов обратил внимание на два обстоятельства. Во-первых, редукционизм, положенный в основу концепции методологического сопоставления Д.С. Андреюка, едва ли можно считать обоснованным. Принципиальное пренебрежение механизмами функционирования компонентов управления в биологических и в социальных системах приводит к неоправданному «загрублению» ключевых характеристик объекта. Во-вторых, оппонент предложил обратить внимание на феномен лидерства и не исключил, что более глубокий анализ лидерства в приложении к проблеме коррекции карьерных траекторий в исходно неблагополучных группах населения может иметь значительную перспективу для практического и прикладного развития.

Кроме этого, в процессе дискуссии были высказаны сомнения в справедливости утверждения о тотальной шаблонности человеческого поведения (хотя также звучали высказывания о банальности данного утверждения). Горячий спор вызвал вопрос об этичности подобного рода экспериментов. Общий вывод состоял в допустимости и корректности предложенного подхода при условии, что подлежащие экспериментальному воздействию программы поведения контрпродуктивны (и по этому поводу существует консенсус среди экспертов), а носители программ — участники эксперимента осведомлены и дали свое осознанное согласие на участие в данной экспериментальной программе.

Работа междисциплинарного семинара транслировалась в интернете, что позволило в удаленном доступе принять активное участие в его обсуждении более широкому кругу специалистов.

07.02.2016
© ФГУ МГУ 2019
119992, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4; Тел.:+7(495) 939-53-38