Приказом декана факультета государственного управления В.А. Никонова №131-06/162 от 04 сентября 2019 г. сформирована рабочая группа по развитию и продвижению факультета

Опубликован список межфакультетских курсов (МФК), которые преподаватели ФГУ прочитают в осеннем семестре 2019-2020 учебного года

Продолжается набор на подготовительные курсы на 2019/2020 учебный год

Опубликован пофамильный список допущенных до вступительных экзаменов в аспирантуру с оценками за рефераты








Новости

Конференция «Компетентностный подход в преподавании исторических дисциплин»

4 октября 2013 г. на факультете государственного управления состоялась межкафедральная методическая конференция «Компетентностный подход в преподавании исторических дисциплин».

В работе конференции приняли участие преподаватели, сотрудники и аспиранты кафедр истории Российского государства и политической истории.

Во вступительном слове заведующая кафедрой истории российского государства, д.и.н., профессор Л.И. Семенникова отметила, что современному развивающемуся обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. В данном контексте одним из показателей качества образования является компетентность, которая определяется не только через сумму знаний и умений, но прежде всего, характеризует умение мобилизовать полученные знания и опыт в конкретной ситуации. Из этого вытекает основная задача образования – научить деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода узлового понятия – ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата – «стандарт на выходе». В этом контексте представляется своевременным проведение научно-методической конференции кафедр политической истории и истории Российского государства, посвященной анализу опыта по реализации требований государственных образовательных стандартов.

Вел заседание заведующий кафедрой политической истории, д.и.н., профессор А.В. Сидоров.

В своем выступлении на тему «Формирование социально-коммуникативных компетенций в процессе преподавания курса истории» к.и.н., доцент Н.Л. Головкина отметила, что основная идея компетентностного подхода в образовательном процессе состоит в формировании у студентов способности и готовности к эффективной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Социально-коммуникативная компетенция – это умение вступать в диалог с целью быть понятым, это умение жить и работать в коллективе. В связи с этим в рамках компетентностного подхода логичным является анализ не простого «наращивания объема» знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности. С этой точки зрения преимущество у интерактивных, групповых и коллективных методов поисковой, творческой, исследовательской деятельности. В частности, был обобщен опыт использования интерактивных методов в лекционной работе (диалоговая форма, экспресс дискуссии) использования метода учебных проектов (в том числе презентаций), ролевых игр, в ходе которых моделируются исторические ситуации. Эта методика способствует не только проверке предметных знаний, но и формированию у студентов умения работать в команде, ответственность за общий результат, развивает коммуникативные навыки, адекватность самооценки и уровень притязаний.

Д.и.н., профессор И.В. Купцова выступила с докладом «Новые формы проведения семинарских занятий по историческим дисциплинам для студентов естественных факультетов МГУ», в котором утверждалось, что новые образовательные стандарты предъявляют новые требования к преподаванию исторических дисциплин. Модель учебного процесса должна находиться в содержательном и формальном соответствии с процессами гуманизации и гуманитаризации образования. Необходим переход от субъект- объектного, объяснительно-иллюстративного обучения, на субъект- субъектное, диалогическое обучение при повышении значимости самостоятельной работы студентов. Изучение исторических дисциплин должно способствовать формированию у студентов общекультурных, коммуникативных, аналитических и организационно-управленческих компетенций. Решить эти задачи позволяют активные формы занятий, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования. Активные формы обучения могут быть реализованы через различные виды семинарских занятий: семинар-дискуссия, семинар-выставка, семинар-экскурсия, семинар-деловая игра, семинар-анализ конкретной ситуации (case study), семинар «мозговой штурм», семинар-круглый стол, семинар-конференция, обобщающий семинар, семинар-исследование, семинар-проект. Единство и взаимосвязь активных методов позволяет осуществлять обучение как совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемых, сотворчество и сотрудничество, значительно повысить эффективность и качество подготовки специалистов.

Д.и.н., профессор А.Ю. Полунов сделал доклад. «Развитие компетенций дискуссии и презентации на семинарских занятиях» Его выступление  было посвящено анализу вопроса о том, каким образом широко используемые в настоящее время формы проведения семинарских занятий – организация дебатов (работа двух команд) и выступления студентов с компьютерными презентациями – могут способствовать формированию у учащихся компетенций, необходимых для качественной репрезентации проработанного материала, взглядов, аргументов и др. Подчеркивается значение дебатов и презентаций для выработки навыка хронометрирования, упорядочения материала, донесения его до собеседника в четко структурированной форме. Организация дебатов также способствует выработке навыков командной деятельности, умению формулировать коллективную точку зрения. Обе формы проведения семинарских занятий играют, таким образом, важную роль в процессе формирования компетенций, необходимых учащимся в их будущей профессиональной деятельности.

Д.и.н., профессор И.Ю. Костюченко в докладе «Методика проведения научных конференций и конкурсов для студентов естественных факультетов» указала на то, что целью организации и проведения студенческих научных конференций и конкурсов является повышение уровня теоретической, научно-практической и методической подготовки будущих специалистов и бакалавров, развитие у них творческого мышления и навыков организации и выполнения исследовательской работы. Основными задачами студенческих конференций и конкурсов являются: содействие более глубокому изучению студентами исторических дисциплин через освоение новейших теоретических и практических достижений в конкретной проблемной области знаний; помощь в овладении студентами методикой и навыками проведения самостоятельных научных исследований и решения научных задач. Условиями участия в конкурсе являются выбор студентами актуальной и дискуссионной проблемы, творческий подход к освещению исторического материала, применение интерактивных форм и приемов подачи исторических фактов и событий, использование широкого круга учебной и научной литературы. В заключении был продемонстрирован фильм о проведении студенческой конференции, снятый студентами химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Заместитель декана факультета государственного управления, д.и.н., профессор А.Я. Лившин в докладе «Опыт реализации проекта SOTL по изучению изменения отношения студентов к благотворительности в ходе освоения учебного материала» отметил, что некоторое время назад возникло целое направление научных исследований, связанное с изучением эффективности усвоения студентами материалов учебных курсов по различным дисциплинам – Scholarship of Teaching and Learning (SOTL). В ходе реализации проекта SOTL на ФГУ было проведено исследование в рамках учебного курса «Управление благотворительной деятельностью». Ключевым элементом исследования было изучение процесса формирования позитивного отношения к благотворительности и готовности участвовать в социальных проектах некоммерческого сектора. Был сделан вывод о том, что одним из наиболее эффективных инструментов формирования у студентов новых компетенций в ходе учебного процесса является совместная работа в малых группах над проектами, имеющими как теоретическое, так и практическое содержание.

Д.и.н., профессор К.А. Соловьев продемонстрировал возможности индивидуального сайта преподавателя в методическом обеспечении проведении аудиторных занятий (лекций и семинаров), а также в организации самостоятельной работы студентов по овладению материалом исторических дисциплин и внедрению интерактивных форм взаимодействия преподавателя и студентов в преподавании таких курсов, как «История Отечества», «Культурология», спецкурсы по исторической тематике.

В своем заключительном слове А.В. Сидоров подвел итоги прозвучавшим выступлениям, указал на возможности применения тем метода, о которых говорили выступавший, в учебном процессе.

21.10.2013
© ФГУ МГУ 2019
119992, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4; Тел.:+7(495) 939-53-38